Пресса
9 Марта 2020

«Старший сын». Смотрим новый спектакль Театра имени Маяковского



О том, как создавалась постановка по одной из главных пьес советского театра 1970-х, рассказывают режиссер Анатолий Шульев и актер Алексей Дякин.

В репертуаре Театра имени Владимира Маяковского — новый спектакль. «Старшего сына» по одноименной пьесе Александра Вампилова поставил молодой режиссер Анатолий Шульев. К советской классике на этой сцене он подступился впервые — до этого ставил здесь «Бешеные деньги» по Александру Островскому, «Я была в доме и ждала…» по пьесе французского драматурга Жан-Люка Лагарса и «Донжуана», в котором сюжет пьесы Жан-Батиста Мольера режиссер перенес в декорации современного концертного зала.

В новом спектакле — никаких переносов: время действия, как и в пьесе, конец шестидесятых. Анатолий Шульев подчеркивает: это дань ностальгии по той эпохе, когда теоретически можно было найти новую семью, всего лишь опоздав на поезд.

«Старший сын» как притча

Поздний осенний вечер, глушь. Двое молодых людей попали в переделку: хотели познакомиться с девушками, а оказались одни на незнакомой станции. Последняя электричка ушла, следующая будет только утром. Юноши с завистью поглядывают на светящиеся окна домов — им тоже хочется поужинать и лечь спать в теплой комнате. Так они оказываются в квартире музыканта Андрея Сарафанова, живущего с сыном и дочерью. Разрешит ли он переночевать у себя незнакомцам? Один из гостей на всякий случай объявляет, что его друг — внебрачный сын хозяина квартиры. А тот, вместо того чтобы выставить самозванцев, раскрывает отеческие объятия.



 Фото: Пресс-служба Театра Маяковского

Этот трагикомический сюжет знаком всем любителям советского кино — пьеса Вампилова «Старший сын» стала известна благодаря одноименной экранизации, снятой Виталием Мельниковым в 1976 году с Евгением Леоновым в роли Сарафанова и Николаем Караченцовым в роли его новообретенного сына. Взявшись за пьесу Вампилова в наше время, Анатолий Шульев не стал брать другое название и тем самым пытаться избежать ассоциаций с фильмом. Он понимает: это неизбежно в любом случае.

«Я отношусь к этому сюжету как к сказочному повествованию, притче. Могло ли быть такое на самом деле? Неизвестно. Но герои постепенно выбираются каждый из своего кризиса и путем внутренних компромиссов приходят к гармонии», — говорит режиссер.

О времени действия напоминают декорации: потрепанная табличка «Новомыльниково», водоразборная колонка — из тех, что раньше стояли на каждом шагу, — и одинокая скамейка. Картину мрачной ночи дополняют зловеще искрящиеся на столбах провода. Зато в уютной квартире Сарафанова — светло и безопасно. Типичную советскую обстановку тут создают деревянный стол, шкаф-буфет, холодильник «ЗИЛ». Все аутентичное — найденное у собирателей советских вещей. Сценографией занимался Мариус Яцовскис, который уже работал с Шульевым — оформлял его «Бешеные деньги» и «Донжуана» здесь же, в Театре Маяковского.



 Фото: Пресс-служба Театра Маяковского

Отцы и дети — на сцене и экране

В постановке Шульева Сарафанова играет Игорь Костолевский. Народный артист России не сразу согласился на эту роль.

«Ему нужно было какое-то время, чтобы все взвесить, понять, насколько эта роль ему близка. Конечно, он боялся сравнений с Евгением Павловичем. Но в конечном итоге он согласился. Я считаю, что Леонова и Костолевского сложно сравнивать, у них получились абсолютно разные герои», — рассказывает Анатолий Шульев.

Евгений Леонов говорил, что роль — любимую в своей карьере — он посвятил сыну Андрею, которому не мог уделять много времени из-за своих частых гастролей. Оба очень расстраивались по этому поводу, начали отдаляться друг от друга. Сарафанов у Леонова — раскаивающийся отец, который многое недодал своему ребенку и готов исправиться. Устами своего героя актер высказал все, что накопилось у него на душе.



 Фото: Пресс-служба Театра Маяковского

Игорь Костолевский подошел к этому персонажу с другой стороны. Помимо отцовских чувств у Сарафанова есть и нереализованные творческие амбиции — он тайно сочиняет ораторию. А работает на танцах и похоронах. Этим он не гордится — предпочитает не обсуждать ее даже с детьми. Сарафанов Костолевского вызывает сочувствие — то ли непризнанный гений, то ли правда неудачник.

Роль блудного сына — студента Бусыгина — в спектакле досталась артисту труппы Алексею Дякину. В отличие от Бусыгина в исполнении Караченцова он не мучается угрызениями совести из-за обмана, а деятельно спасает от распада семью, в которой были проблемы и до его появления. Его главная задача — помочь всем героям посмотреть на себя под другим углом.

«Перед началом репетиций я смотрел фильм “Старший сын”. Что-то оттуда я для себя подсмотрел, с чем-то был не согласен. Но кино есть кино, там своя природа взаимоотношений со зрителем, а у нас все-таки театр», — говорит актер.



  Фото: Пресс-служба Театра Маяковского

Своим появлением герой Алексея Дякина спасет дочь Сарафанова Нину (ее играет Полина Лазарева) от необдуманного замужества. Ее младшему брату Васе (студент ГИТИСа Станислав Кардашев) он помогает пережить личную драму: парень безответно влюблен во взрослую соседку (Юлия Соломатина), которая смеется над его чувством. А самого Сарафанова старший сын научит верить в свои силы: ведь быть любящим отцом — настоящий талант.




Первый в «Маяковке»

Александр Вампилов — одна из ключевых фигур советской драматургии. Первый успех пришел к нему в 1967 году, когда пьесу «Прощание в июне» поставили в Клайпедском драматическом театре в Литве. После этого Вампиловым заинтересовались и в других театрах. Уже через три года этот спектакль можно было увидеть в восьми театрах СССР — но только не в Москве. Попасть в столичный репертуар было невыполнимой задачей. Художественные руководители просили переписывать «слишком смелые» тексты, в числе которых были «Старший сын», «Утиная охота» и другие, но Вампилов отказывался. По достоинству оценили произведения уже после смерти автора. Анатолий Шульев впервые работает с этой пьесой.

«Где-то год назад в мастерской Миндаугаса Карбаускиса в ГИТИСе, где я преподаю, у нас был семестр советской драматургии. И я тогда сильно погрузился в этот материал, в частности в пьесы Вампилова, очень много читал. “Старший сын” меня особо тронул, и я понял, что мне бы хотелось поставить его именно в этом театре», — делится режиссер.

«Старший сын» побывал в репертуаре многих столичных театров. В 1972 году его поставили в Театре имени Ермоловой, затем последовали Театр на Покровке, Театр-студия Олега Табакова, Театр на Таганке, «Сфера». А в Театре имени Маяковского, как ни странно, Вампилова не показывали ни разу — спектакль Шульева стал первым.

В следующий раз постановку можно увидеть 21 марта, 3 и 23 апреля.


Портал mos.ru



Ссылка на источник:  https://manage.mos.ru/news/item/70677073/?fbclid=IwAR2wTFlAyBz9b571y5DVw-C7vf1aWPr77rDK2OaL4Kz2FbeUGKcZlzKn_2U
×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Театр Маяковского» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.
Понятно, спасибо