— Светлана Владимировна, расскажите о своем участии в спектакле «Плоды просвещения». Калининградцам только предстоит познакомиться с ним…
— Прежде всего, хочу сказать, что комедия Льва Толстого «Плоды просвещения» впервые поставил в нашем театре Петр Фоменко. Спектакль шел 30 лет, его никогда не отменяли, он всегда был востребован. И я рада и признательная, что ученик Петра Фоменко - художественный руководитель театра Маяковского и режиссер Миндаугас Карбаускис этот спектакль поставил вновь. И сделал эту работу как посвящение Петру Фоменко. В постановке Фоменко я исполняла роль хозяйки, Анны Павловны. И я признательна Миндаугасу, что он предложил мне обсудить свое участие в новой постановке. Я предложила: «Давайте, сыграю кухарку». Роль небольшая, но пусть так. Но мне, правда, очень дорог этот спектакль, очень приятно, что в нем играет огромное количество актеров, актеров разных поколений. Это, действительно, густонаселенная пьеса.
— А сколько актеров из «фоменковской» версии спектакля задействованы в новой версии? — Трое, все остальные - новые лица. Думаю, что калининградцы получат огромное удовольствие, увидев эту работу.
— Вы не мешали Миндаугасу Карбаускису своими воспоминаниями о спектакле Петра Фоменко?
— Думаю, что такому сильному режиссеру мы вряд ли могли бы помешать. Но, безусловно, вспоминали, рассказывали ему что-то. Но мне нравится, что Миндаугас с уважением относится к классике, к предшественникам. И, кстати, чтобы соединить свою версию «Плодов просвещения» с постановкой Петра Фоменко, он оставил в спектакле несколько фраз. Как дань уважения.
— Осенью, когда театр Маяковского приезжал в Калининград в рамках фестиваля искусств «Балтийские сезоны», автор пьесы о Канте Марюс Ивашкявичюс признался, что готовит пьесу по произведениям Льва Толстого для «Маяковки». Началась ли работа над этим спектаклем? Участвуете ли вы в ней?
— Совершено верно, этот творческий тандем двух литовских художников - Миндаугаса Карбаускиса и Марюса Ивашкявичюса - продолжается. Работа над постановкой уже идет. Премьеру мы увидим этой осенью. Увы, в этом спектакле я не задействована. Но, зная отношение к классике нашего режиссера, уверена, что это непременно будет современный и интересный взгляд на Льва Толстого.
— Получается, что «Маяковка» в этот театральный сезон включила Льва Толстого, и старт следующего сезона - это снова обращение к Толстому…
— В основе - разные истории, поэтому ничего опасного в этом нет. И если наш художественный руководитель берется за что-то, то он знает, что делает. Он что-то увидел в этой пьесе.
— Что вы не принимаете в современных режиссерах?
— Когда молодые режиссеры видят перед собой одну лишь цель - проявить себя, любимого и дорогого… Сегодня, представляя наш театр в Калининграде, мы говорили с коллегами, что отсутствие самолюбования - это ведь следствие домашнего воспитания. Прежде всего. От самолюбования ведь исходит много неудач. Из театра Маяковского ушло немало талантливых ребят, которые не смогли остаться в коллективе по этой причине.
— На пресс-конференции министр культуры Калининградской области Светлана Кондратьева спрашивала у вас, у ваших коллег - что для вас, для актеров, гастроли? Тяжело вам дается жизнь гастролера?
— Да, и я сказала, что гастроли - это большое путешествие. Если актер не любит путешествовать, для него такая работа будет в тягость. Когда еще был жив Саша (Александр Лазарев, супруг Светланы Немоляевой – Ред.), мы вместе очень много гастролировали, и порой в самые такие месяцы, когда хотелось отдыхать. В июле, например… Но мы делали это, и получали огромное удовольствие. Это часть работы, часть нашей жизни. И потом, абсолютно прав Игорь Костолевский, который сказал сегодня, что гастроли - это еще и возможность для актера за государственный счет посмотреть страну. В прошлом году наш театр в рамках проекта «Большие гастроли» побывал в Тыве, например. Это очень интересно. Если бы не актерская судьба, вряд ли актеры нашего театра туда когда-нибудь выбрались. И потом - нас ведь очень тепло, сердечно принимают. Как от такого можно отказаться?
КСТАТИ
Проект «Большие гастроли» в России осуществляет второй год Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности. Калининград включен в него впервые. Всего с мая по октябрь в 36 регионах России зрители смогут увидеть порядка 180 спектаклей от ведущих театров страны. В этом году театр Маяковского привез в Калининградскую область пять спектаклей, они проходят не только в Калининграде, но и в Советске и Балтийске.
Надежда Ржевская, «Комсомольская правда»
Оригинальный адрес статьи