Лучше предупредить сразу. Если вы относите себя к числу зрителей со стажем, разбираетесь в новых режиссерских веяниях и следите за новостями сезона, спектакль вам не просто понравится. Приведет в восторг. Если же нет, большая половина из сыгранных 15-ти этюдов останется не до конца понятными шутками-прибаутками из «чужого огорода». Смотреть-не смотреть, решать вам, но для тех, кто за, продолжим.
Блестящий образчик забытого жанра театрального капустника, «Девятьподесять» смотрится на одном дыхании. Об антрактах не вспоминается (что, безусловно, редкость в современном театре), домой идти тоже не хочется. Однако эпизоды сменяют один другой строго по часам, и времени приглядеться-прислушаться почти нет. Понятно, жанр диктует свои законы, но, поверьте, смаковать этот спектакль очень даже стоит. Закулисье старейшего театра, переживающего этап возрождения с новым худруком (Миндаугас Карбаускис), как оно есть. Тот самый, пресловутый «сор из избы», который мечтают увидеть поклонники и обсудить завистники.
Зрителя мастерски раззадоривают, в лицах разыгрывая «бородатые истории» про вечно кричащего худрука Гончарова, не в меру страстного «Гамлета» Самойлова или обожающего женщин-актрис режиссер Охлопкова. История Маяковки раскрыта здесь как семейный альбом — в нем все любимо, все дорого, а былое осуждение сменилось нежной иронией.
Впрочем, намеки на день сегодняшний также хороши (так, конференция Мейерхольда, решившего радикально изменить худруководство Театром Революции, практически полностью повторяет недавнюю конференцию Кирилла Серебренникова, приступившего к обновлению Театра Гоголя).
Пародии на суперзвезд театра трогательны (Игорь Костолевский получает по 300 писем в день от поклонниц, а Светлана Немоляева, робко, с надеждой спрашивает у коллег «перемены ведь нужны, да?»). Дружеский привет нынешнему руководителю Миндаугасу Карбаускису передан в сценке с билетершей, которая взахлеб рассказывает, как «новенький» подарил ей газовый платочек на шею. Документальная основа этого спектакля несомненна, и в мастерски придуманных этюдах очевиден не только юмор, но и неизбывная тоска театрального люда, влюбленного в свою каторгу.
И все же главное здесь — это смех. И азарт актеров, дорвавшихся до хорошего текста, до преданной публики, до криков «браво!» (особенно хочется отметить Алексея Дякина, Константина Константинова и Юлию Силаеву). Благодаря им ожила Маяковка, а «Девятьподесять» получился настоящим шедевром «для своих». Деликатным, светлым, смешным. В общем, браво!
Наталья Витвицкая, vashdosug.ru, 05.12.2012