13 Марта 2023
Театр Маяковского сделал попытку спасти Войцека
Режиссер Филипп Гуревич, поставивший «Войцека» Георга Бюхнера на сцене Театра Маяковского, признаётся в двух вещах. Во-первых, образ Войцека как человека, находящегося под давлением обстоятельств и видящего спасение в семье, близок лично ему. «Я спасаюсь только работой и семьёй, — говорит режиссер. — У меня двухмесячный сын и я бесконечно счастлив приходить к жене и сыну. Это держит меня на плаву». Во-вторых, спектакль стал возможен благодаря знакомству с актёром Ильёй Никулиным — однокурсником Гуревича по ГИТИСу, который как нельзя лучше мог реализовать замысел режиссера о нахождении жизнеутверждающих начал в глубоко трагичной истории бытового преступления 200-летней давности.
Надо сказать, что попытка спасти Войцека Театру Маяковского удалась. Речь, конечно, идёт не о том, что убийца был спасён от смертной казни путём отсечения головы, не о том, чтобы изменить ход событий и заставить героя удержаться от убийства, и не о том, чтобы жестокое убийство жены оправдать. Спасение состоит в христианском сочувствии к бедному молодому мужчине, раздавленному обществом и расчеловеченном им, но оставшимся, тем не менее, человеком. Речь идёт о Спасении, которое поможет другим выживать в аналогичных обстоятельствах, которых полно сегодня вокруг нас.
Сочувствовать отвратительному невозможно. Поэтому выбор обаятельного и глубокого актёра Ильи Никулина на роль Войцека реализовать замысел, безусловно, помог.. Но решающим аргументом в спасении падшего героя стала окружающая его любовь, которую сумела донести талантливая актёрская команда.
Оригинал статьи