Прошлый сезон принес не только с десяток отменных спектаклей на любой вкус, но и множество обещаний грядущего театрального бума. Совсем юные актеры сыграли несколько крупных и ярких ролей. Недавние выпускники режиссерских мастерских сделали пробные шаги на малых сценах и получили предложения поработать на больших. Свершилось невозможное, и во главе академического театра оказался действительно талантливый режиссер поколения нулевых: художественным руководителем Театра им. Вл. Маяковского был назначен Миндаугас Карбаускис . Наконец, образовался новый авторский театр: Кирилл Серебренников учредил из своего еще не закончившего Школу-студию МХАТ курса «Седьмую студию», которая совместно с «Винзаводом» запустила проект «Платформа», получив солидное государственное финансирование и переоборудованный «Цех белого». Только что завершившийся сезон оправдал далеко не все надежды, но кое-что все-таки получилось. О спектаклях в Time Out писали уже много. Поговорим о местах, где жизнь в этом сезоне так кипела.
Возглавив большой театр, с интересной историей, с труппой под сто человек, двумя вместительными и еще одной камерной площадками, чудовищно безвкусным репертуаром, в состоянии полного раздрая после глубокого и продолжительного застоя, Миндаугас
«Платформа» для эксперимента
Серебренников в своем новом собственном театре хозяин полный. И ресурсов ему пока хватает, чтобы о кассе особо не заботиться. Он со своими ребятами за этот сезон чего только не попробовал: концерты, мастер-классы, медиафестиваль, синтетические (сочетающие музыку, драму и видео) этюды в режиме «открытых репетиций» «Метаморфозы», современную оперу для драматических актеров Юрия Лобикова «Охота на Снарка», современную оперу Сергея Невского об аутистах «Autland» с участием профессиональных музыкантов (VocaalLAB, Нидерланды, и хор Questa Musica, Россия) и телеведущей Светланы Сорокиной. Все довольно любопытно и пока очень по-студенчески: азарта больше, чем мастерства. Но ведь для начала — что еще нужно? Под занавес сезона Серебренников показал открытую репетицию, которую сам называет «сырой», спектакля-приключения по комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Им откроется следующий сезон «Платформы», обещающий еще много неожиданностей.
«Современник» оказался самым рисковым театром этого сезона. Галина Волчек дала полную свободу Гарику Сукачеву и компании в панк-постановке «Анархия», вызвавшей бурю эмоций в профессиональном сообществе и волну новых зрителей. Не побоялась второй раз войти в одну реку: Евгений Арье — режиссер лучшего спектакля прошлого сезона «Враги: история любви», с той же постановочной группой и главным актерским дуэтом: Чулпан Хаматовой и Сергеем Юшкевичем — выпустил «Скрытую перспективу» по пьесе американца Дональда Маргулиса. И снова споры. Пригласила в труппу сразу трех молодых режиссеров: Екатерину Половцеву, Егора Перегудова (оба — «женовачи») и Кирилла Вытоптова (из «кудряшей») — и пустила их на большую сцену. Половцевой даже доверили главных звезд: Марину Неелову и Алену Бабенко, с которыми она еще не очень справилась, иногда идя у них на поводу. Но в результате получилась очень искренняя, очень женская и мало кого оставляющая равнодушным «Осенняя соната» по сценарию Бергмана. Работа Перегудова перенесена на следующий сезон. А Кирилл Вытоптов с большим трудом, после года репетиций, к самому концу сезона довел до открытых прогонов на публике инсценировку романа Всеволода Бенигсена «ГенАцид». И надо видеть, как купаются в тексте и в играх, затеянных режиссером, современниковские артисты. Премьеру сыграют осенью.
Еще одной ареной для молодых режиссеров вновь стал Центр драматургии и режиссуры. Премьер много, удач мало. Но все — интересно! Особенно выделю пилотный спектакль проекта «Кумиры. Новый формат» «Путешествие Алисы в Швейцарию», в котором потрясающе играет дуэт замечательных актрис: Ольги Яковлевой и Елены Морозовой. Очень важно, что актеры такого мастерства и таких судеб в профессии, как Яковлева и Неелова, готовы работать с новой драматургией и молодыми режиссерами, для которых поиграть на «страдивари» — опыт неоценимый.
Внимание не только зрителей, но и профессионалов привлекла серия режиссерских лабораторий под общим названием «Мастерская на Беговой». В этом сезоне их прошло целых четыре. А значит, шестнадцать начинающих режиссеров получили возможность заявить о себе, показать свои эскизы в Москве, а то и получить право на постановку. Правда, пока выпущенные премьеры получились куда менее удачными, чем обещали эскизы. Но ЦДР рук не опускает и уже запустил в работу еще парочку. Есть у этой лаборатории и «побочные» результаты. Например, МХТ им. А. П. Чехова в июне устроил у себя подобную лабораторию под названием «Здесь и сейчас». И по крайней мере два эскиза: «Налетела грусть, боль незваная, вот она любовь окаянная» Дмитрия Волкострелова по пьесе Павла Пряжко и «Семейные сцены» Анны Потаповой по пьесе Анны Яблонской — очень даже стоит довести до премьеры. И еще: «засветившихся» на Беговой выпускников мастерской Леонида Хейфица (РУТИ-ГИТИС) пригласила к себе в Московский ТЮЗ Генриетта Яновская. А два лучших их дипломных спектакля: «Четвероногая ворона» Павла Артемьева по рассказам Хармса и «Лейтенант с острова Инишмор» Александра Суворова по пьесе Макдонаха — даже войдут скорее всего в репертуар. Естественно, доработанные с актерами мтюзовской труппы. А это значит, что в следующем сезоне еще одним полигоном для дебютантов станет больше.
Театр Наций из их числа и не выходил. Кроме приглашенных мэтров: Андрея Могучего (Санкт-Петербург) и Томаса Остермайера (Берлин, Германия) — в этом сезоне здесь выпустил спектакль «Шоша» по роману Башевиса Зингера еще один «кудряшовец» Туфан Имамутдинов. И именно он долгое время входил в пятерку лучших премьер сезона. И именно в нем одну из своих лучших ролей за последние годы играет Роза Хайруллина. И это еще одна встреча начинающего режиссера с по-настоящему крупной актрисой и личностью.
Самой большой неожиданностью уходящего сезона стало то, что наш многажды похороненный, сброшенный с корабля современности театр оказался способным мгновенно реагировать на события сегодняшнего дня. Из пены Болотной явился настоящий политический театр. Художественных достижений он не дал. Но ему и не до них. «Circo Ambulante» Андрея Могучего (Театр Наций) с вызывающей речью Лии Ахеджаковой в финале, неостановимое глумление «БерлусПутина» («Театр.doc»), предсказание информационной блокады в «Жаре» Владимира Агеева («Практика»).
Это ли не признаки жизни!
Елена Груева, Time Out Москва №27 / 9 - 15 июля 2012 г.