17 Декабря 2013
Театралов на обеды приглашает Кант
На протяжении трех часов великий немецкий философ Иммануил Кант обедает с друзьями и говорит о самых разных вещах – темы возникают вроде бы невзначай. Впрочем, для философа интересным оказывается решительно все. И для зрителей – тоже! В московском театре имени Маяковского состоялась премьера спектакля «Кант» по одноименной пьесе литовского драматурга Марюса Ивашкявичюса.
Это отличный повод познакомиться с Кантом – для тех, кто еще не знаком - и с его книгой «Критика чистого разума», написанной в 1781 году: застольная беседа главных героев то и дело возвращается к этому труду. Но бояться философской зауми зрителям не надо.
Драматург Марюс Ивашкявичюс рассказал:
«Я прочитал много материалов о Канте, и пришел к выводу, что он был по-прусски педантичным, однако очень симпатичным человеком, таким и постарался его показать!»
Литовский драматург также отметил:
«Кант часто упоминал про то, что ему хотелось бы, чтобы кто-то, кто владеет хорошо пером, перевел всё то сложное, что он написал, на человеческий язык, чтобы он стал понятен. Так вот, я - один из тех, кто пытается какие-то фрагменты из его самых главных мыслей превратить во что-то, с чем человек мог бы себя идентифицировать. Кант, его работы – это как центр всего, даже центр вселенной, но все остальное – анекдот».
Кант был мастером долгих застольных бесед, считал их искусством. О чем же говорят герои постановки? Поначалу о вещах необязательных – птицах, яблоках, природе. Но вдруг появляется гостья, милая девушка – она представляется племянницей давнего приятеля Канта - и просит подписать для нее только что вышедший фолиант «Критики чистого разума». Только прежде она просит объяснить – о чем эта книга. Философ отнекивается, впрочем, вскоре сдается. «Однако наш спектакль – не философский трактат, это – комедия», - заявил исполнитель одной из главных ролей Анатолий Лобоцкий:
«Как вы думаете, кто сейчас пойдет на философскую пьесу? Зритель приучен к развлечению, к отдыху, юмору... Нет, это пьеса про нас, про человека, про людей. И очень смешная!»
Друзья Канта очарованы юной гостьей – и когда она внезапно исчезает, даже пускаются на поиски, наведываются в дом ее дяди. А вот тут их ждет шок: выяснятся, что все племянницы этого господина давно умерли. Но кто же в таком случае посещал Канта, кто интересовался сутью человеческой природы? Неужели сам… Всевышний?! Героев охватывает смятение… В финале спектакля есть и пафос, и мистика. Но главное - это настоящий апофеоз любви: к людям, к жизни, какой бы она ни была. «Наш спектакль – это сказка», - высказал свое мнение исполнитель роли Канта Михаил Филиппов:
«Это сказка для взрослых. А поскольку выпускаем ее в предновогодние дни, ее можно счесть такой предновогодней историей, рождественской. Сказка о Вере, Надежде, Любви и матери их Софьи, которая, как известно, означает в переводе «мудрость», и входит составной частью в название науки философии. Той самой науки, которой посвятил себя Иммануил Кант, человек, сказавший: «Всю жизнь меня поражают две вещи: нравственный закон внутри нас и звездное небо над нами!».
Сценографию спектакля тоже можно назвать «сказочной». Прямо на сцене построен уютный «дом» - алый шестигранник, похожий на университетскую аудиторию. Сидения для зрителей – внутри, амфитеатром. Ну а в центре - тот самый обеденный стол, за которым вершится действо.
Пьеса «Кант» была написана несколько лет назад. До «Маяковки» не ставилась нигде, так что правомерно говорить не просто о премьере, а о суперпремьере. Очень удачной.
Рита Болотская