16 Ноября 2015
«Цена»
«Цена» Спектакль Леонида Хейфеца по пьесе Артура Миллера «Цена» идет в Театре им. Вл. Маяковского не первый сезон. Перерыв в показах был связан с печальным событием — уходом из жизни старейшего актера труппы, исполнителя главной роли Ефима Байковского. Теперь образ остроумного оценщика мебели Грегори Соломона примерил на себя Игорь Ясулович. Достоинств у новой версии не меньше.
По сюжету двое братьев продают мебельную обстановку родителей старому еврею Грегори Соломону (неподражаемый Игорь Ясулович). Он эффектно философствует, а братья тем временем выясняют отношения. Когда-то один пожертвовал карьерой ради отца, а второй, наплевав на семью, построил бизнес. Между ними 30 лет отчужденности и неозвученных претензий. Александр Андриенко (обиженный на судьбу полицейский Виктор Франц), Татьяна Аугшкап (суетливая и втихаря пьющая супруга Виктора Эстер) и Виктор Запорожский (роль второго, успешного, брата Уолтера) с упоительной точностью показывают сумятицу в душах персонажей, их комплексы, неуверенность в себе. И к финалу становится ясно, на какую, в сущности, пустую суету эти трое променяли свои мечты. Ясулович проживает свой текст с трогательным трепетом — «еврейства» в его Грегори не так много, зато видна личность. Это мудрец-аристократ, давно знающий цену всему. И жизни тоже. Он знает, что в сегодняшнем мире относительно абсолютно все, а общечеловеческие ценности утратили смысл.
В спектакле оригинальная, но не нарочитая сценография. Вся сцена заставлена старой мебелью, деревянные стулья «развешаны» даже на потолке. Уютный свет старомодного торшера, расстроенная арфа посреди «обстановки», — такое прошлое (читайте ценности Грегори Соломона) не кажется таким отталкивающим, напротив — манящим.
С точки зрения психологического театра это образцово-показательная постановка. Здесь очевидны тончайшие нюансы актерской игры и режиссерская педантичность со знаком плюс — каждая мизансцена разобрана до мельчайших подробностей, до взглядов и вздохов. «Цена» — символическое название, формально это спектакль про ординарную куплю-продажу. Фактически — о новых принципах жизни. Всего одна реплика главного героя: «Какое сегодня модное слово? Заменяемость. Чем больше вы можете выбросить — тем лучше. Машина, мебель, жена, дети — все должно быть заменяемо. Потому что... сегодня основное занятие — делать покупки». Актуально звучит, не правда ли?
Наталья Витвицкая, «Ваш досуг»
Оригинальный адрес статьи
Ссылка на источник:
http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/performance/505180/tab-reviews/review2427550/