основная сцена: (495) 690-46-58, 690-62-41

сретенка: (499) 678-03-04


Пресса
7 Ноября 2012

Водитель для Евы


Драматургия Брехта явно входит в моду. Миндаугас Карбаускис выпускает спектакль «Господин Пунтила и его слуга Матти».

Эта пьеса Брехта на российской сцене появлялась не то чтобы нечасто — если не считать нескольких постановок в Прибалтике, ее не ставили вовсе. Так что Карбаускис верен себе: выбирает редки тексты. «Пунтилу» многие считают самой небрехтовской пьесой. Он написал ее в 1940-м, будучи зрелым драматургом и взяв за основу рассказы и наброски финской писательницы Хеллы Вуолийоки. Но если в его знаменитом «Добром человеке из Сезуана» сказано, что дело происходит в Китае, а меж тем сходу ясно, что эта лукавая отговорка лишь подчеркивает повсеместность происходящего, то в «Пунтиле» cохранились не только финские имена персонажей, но и весь национальный колорит.

Эта народная финская сказка — о помещике Пунтиле, эгоистичном и развратном пьянице,не привыкшем считать слуг людьми. Загвоздка в том, что стоит Пунтиле напиться — и его бездушие как рукой снимает. С похмелья он заставляет шофера Матти сутками ждать его в машине, а как выпьет — готов не только усадить с собой за стол, но и посватать за него свою дочку Еву. Матти, правда, ему не верит, да и «социальным лифтом» в виде выгодной женитьбы пользоваться не намерен — положением слуги он вполне доволен. Если, конечно, заплатят хорошее жалование и не будут унижать.

В пьесе Брехта вообще выходит любопытно: там «верхи» в виде Пунтилы и Евы вовсю стремятся к «низам», но оказывается, что низам они не нужны — своих проблем хватает. Так Ева сходу променяла своего чахлого жениха Атташе на мужественного Матти. Да вот беда: «звание» шоферской жены требует хозяйственных навыков, а она имине владеет. Зато уж образованность ее шоферу — ни к черту. Все это вместе — пьянство папаши, его флирт со всеми окрестными девушками (неважно, фармацевтша или скотница, лишь бы водка у нее имелась) и любовные метания дочки — порождают бесконечные анекдотичные ситуации. Они будут разыгрываться в белоснежном пространстве, виртуозно оформленном Сергеем Бархиным. На сцене — и три уровня общественной лестницы, и холодильная камера, и «настоящая» финская деревенька, затерянная в снегу.

С этим стильным белым пространством отлично сочетается особый, как будто слегка отстраненный юмор Карбаускиса, его острый взгляд вглубь брехтовских ситуаций и характеров. Главные роли в спектакле исполнят: Михаил Филиппов (Пунтила), Анатолий Лобоцкий (Матти), Зоя Кайдановская (Ева), Наталья Палагушкина (Фина, прежняя невеста Матти). Если же вы непременно хотите знать заранее, чем кончится дело, скажем так: все останутся вернысебе. Вот от того Ева изо всех сил будет стараться угодить Матти, да вдруг как гаркнет на него с чисто отцовской властностью. А вы что хотели — воспитание не пропьешь.

Алла Шендерова, журнал «Ваш Досуг» №44 (7— 18 ноября 2012)

×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Театр Маяковского» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.
Понятно, спасибо