17 Сентября 2021

«Все люди - братья!»: пронзительный и трепетный «Старший сын» в Театре Маяковского

Интересно устроена наша жизнь: многим выдающимся людям судьба отмерила сравнительно мало земного времени, но за короткую и яркую жизнь они успели сделать столько, что навсегда вошли в историю. Одной из таких личностей является драматург Александр Вампилов, он прожил всего 34 года и написал 4 пьесы, каждая из которых стала классикой драматургии двадцатого века, не утрачивающая актуальность по сей день. Несмотря на различия в социальном устройстве и бытовых аспектах, можно смело сказать, что герои Вампилова - наши современники: «тонкая душевная организация» по-прежнему многим выходит боком, успеха всё чаще добиваются «держащие нос по ветру» беспринципные приспособленцы, а порядочные люди страдают от одиночества, несправедливости и разбившихся об айсберги иллюзий надежд.

В январе 2020 года молодой талантливый режиссёр Анатолий Шульев представил на сцене Театра Маяковского премьеру спектакля «Старший сын».

Авторский почерк ученика Римаса Туминаса Анатолия Шульева приобретает всё больше и больше поклонников. Анатолий в своих спектаклях сохраняет и приумножает лучшие театральные традиции, не провоцирует и не эпатирует публику, не самоутверждается на классике, а глубоко, тонко, изящно и искусно инсценирует произведения с искренней любовью к людям в самом глобальном понимании  - с любовью к зрителям, авторам и артистам.

«Старший сын» Александра Вампилова – комедия, построенная на странных стечениях обстоятельств. Студент Бусыгин и его приятель Сильва, провожая новых подружек, опаздывают на последнюю электричку и пытаются найти ночлег под выдуманным предлогом, что один из них – внебрачный сын отца семейства и приехал его навестить. Самозванец входит в мир семьи Сарафановых и всего за пару дней между ним и домочадцами возникают такие теплые чувства, что их не может разрушить даже вскрывшийся обман.

Хотя жанр пьесы и спектакля определён как комедия, помимо моментов доброго юмора, в произведении много драматизма и трагизма.

Сюжет пьесы Вампилова «Старший сын» нам хорошо знаком, произведение регулярно ставится во многих театрах. Экранный образ Андрея Григорьевича Сарафанова, восхитительно созданный Евгением Леоновым в одноимённом фильме, стал по-настоящему каноническим.

На сцене Театра Маяковского в этой роли предстаёт один из самых пронзительных, трепетных и глубоких актёров русской драматургии, народный артист России Игорь Костолевский.

На первый взгляд, может возникнуть определённый диссонанс - интеллигентного, импозантного, благородного актёра с аристократичной внешностью и офицерской статью сложно представить в роли не слишком удачливого провинциального музыканта, но все сомнения рассеиваются сразу, как начинается действие. 

Игорь Костолевский невероятно органичен и гармоничен, трогателен и убедителен в роли Андрея Григорьевича Сарафанова, во всём спектре эмоций артист передаёт доброту, наивность, неподдельную искренность, доверчивость и порядочность этого удивительного человека, который сумел сохранить в себе детскую непосредственность, открытость и милосердие.

Элегантный смокинг с бабочкой и потрёпанный временем плащ музыканта, который, потеряв работу в оркестровой филармонии, вынужден играть на праздниках и похоронах, говорит о природной интеллигентности и стойкости духа. Музыкант вдумчиво сочиняет ораторию «Все люди - братья», и пусть написал он пока всего одну нотную страницу, главное не результат, а смысл: Андрей Григорьевич и живёт со стойким убеждением, что все люди братья, а человек человеку друг!  Нелепые короткие штаны, растерянный вид и не всегда логичные, но неизменно искренние и честные поступки, открывают нам человека большой души и сердца.

 Сарафанов идёт к соседке Макарской (Юлия Соломатина), к которой воспылал юношеской порывистой любовью его сын Васенька (Станислав Кардашев), просит одинокую даму бальзаковского возраста быть помягче с его эмоциональным сыном и даже говорит, что, если Макарская вдруг ответит Васеньке взаимностью, он не станет чинить препятствий из-за разницы в возрасте и других преград.

Он верит на слово вдруг объявившемуся «Старшему сыну» Владимиру Бусыгину (Алексей Дякин), романтично погрузившись в воспоминания о своей страстной истории любви, которая произошла сразу после войны в Чернигове с девушкой по имени Галя.

Не возникает никаких противоречий ни в странных фактах ситуации появления этого сына со своим случайным приятелем Сильвой (Владимир Гуськов), зато видна искренняя радость от того, что у него есть ещё сын, и теплится слабая надежда, что, может быть, благодаря старшему сыну в семье воцарится мир и лад, а одиночество навсегда покинет этот дом. К слову, фамильная серебряная табакерка, которую Сарафанов дарит вдруг нашедшемуся старшему сыну, очень атмосферна и символична - атрибут преемственности поколений и незыблемости вечных морально-нравственных ценностей.

Алексей Дякин в роли Бусыгина - ещё один нестандартный ход режиссёра, развенчивающий стереотипы привычных образов.

У Вампилова герою 21 год, в спектакле персонажу 26, актёру - лет на 10 больше - этого Бусыгина уже сложно назвать студентом, это состоявшийся взрослый человек, который умеет разбираться в людях, понимает смысл добра и зла и осознаёт бесценность родственных душ, которых в динамичном мире встретить очень сложно.

«Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову!» - восклицает Бусыгин, терзаемый муками совести за случайный обман людей, к которым он проникся всей душой и которые искренне полюбили его.

За несколько часов, проведённых в семье Сарафанова, Владимир становится им по-настоящему родным: как истинный старший брат он переживает за Васеньку и хочет встать на его защиту, волнуется о спокойствии и здоровье отца, у которого младшие дети и непростые жизненные обстоятельства изрядно играют на нервах, увы, не мажорную мелодию.

 А ещё герой влюбляется в дочку Сарафанова Нину (Полина Лазарева) и она, сама того не желая, отвечает ему взаимностью. Чувство, которое, словно цветок после дождя, зарождается и распускается на глазах зрителей, трансформирует героев - делает их свободнее и смелее.

Нина, серьёзная молодая девушка, которая думала, что знает, чего хочет от жизни, спланировала брак с перспективным и во всех аспектах вроде бы положительным человеком, выпускником лётного училища Кудимовым (Илья Никулин). Встретив Бусыгина, девушка постепенно понимает, что такое настоящая любовь и что сердцу не прикажешь.

Не может приказать сердцу и обуздать свою первую страсть и Васенька, в герое бурлит неиссякаемая энергия юности, задор и кураж. Столкнувшись с безответной первой любовью, импульсивный парень готов наделать глупости. Он непременно повзрослеет и, конечно, и на его улице будет ещё праздник!

Не ждёт милостей от природы, живёт легко и играючи случайный приятель Бусыгина Сильва. С его необдуманной шутки, сказанной в корыстных целях - погреться в тёплом доме, лихо закручивается весь сюжет. Но если изначально модный молодой франт вызывает своим обаянием, смелостью и харизмой симпатию, то в финале мы понимаем, что понятий порядочности и чести для Сильвы не существуют: если ему выгодно, он переступит через всё и через всех. Такие Сильвы, как правило, очень успешны и востребованы в любом времени - их любят женщины, ценят руководители, уважают мужчины, но настоящим другом такого человека не назовёшь никогда. «С женщинами главное не забывать, что на свете существует много других женщин», - в этой фразе заключён весь герой. И не только применительно к женскому полу, а в эгоистичном и потребительском отношении ко всем и ко всему.

«Свет раскололся на женихов и нахалов: с женихами скучно, с нахалами слёзы!»: восклицает Макарская. Работающая секретарём в суде героиня, насмотрелась на бракоразводные процессы и уже не верит в чистую, трепетную любовь, но ещё продолжает мечтать о тихом семейном счастье.

Костюмы Марии Даниловой являются органичным обрамлением всех персонажей, подчёркивающим их индивидуальность и морально-нравственные черты. Об элегантном образе Сарафанова и щёголе-франте Сильве мы уже упомянули, контрастирует с ними довольно обывательский наряд Бусыгина. За красоту и эстетику отвечают изящные и эффектные туалеты Макарской и стильные, строгие и привлекательные образы Нины.

Музыку Полины Шульевой можно назвать полноправным героем потрясающего спектакля и не только потому, что она является логичным отражением профессии и призвания главного героя, но и потому, что музыка очень точно и тонко расставляет акценты и усиливает эмоциональность и драматизм происходящих событий.

Сценография Мариуса Яцовскиса представляет из себя макет среднестатического советского дома, построенного буквой П. Быт квартиры Сарафанова также вполне узнаваем - от старенького холодильника до посуды.

На авансцене расположена станция электрички, на которую опоздали герои. Здесь примостилась водоразборная колонка, вода в которой может быть как живительной родниковой, так я грязной и сточной. Эту аллегорию можно применить и к людям: одни - такие, как Сарафанов и Бусыгин, другие - как Сильва.

На афише спектакля сделан акцент на потрепанных ботинках, которые уже утратили товарный внешний вид, но зато сроднились со своим обладателем. Эта метафора тонко коррелируется с цитатой Далай-Ламы: «Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори ему, что ты знаешь, как правильно жить».

Очень жаль, что в циничном и прагматичном мире людей, которые сохранили доброе сердце, милосердие и сострадание, считают «блаженными» и странными, и что меркантильность, ложь и лукавство становятся приоритетнее порядочности, чести и совести.

Такие постановки, как «Старший сын», помогают нам не терять веру в человечество и в то, что в нашем окружении, а, если повезёт, и в нас самих ещё сохранились Сарафановы.

Оригинал статьи


×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!
Ваше имя*:Ваш e-mail*: