Пресса
6 Мая 2014

Второй всероссийский фестиваль подвел итоги

Фестиваль «Волжские театральные сезоны» завершился раздачей многочисленных наград, встречей с легендарным Леонидом Хейфецем в Доме актера и спектаклем «Цена» из Московского театра им. Маяковского.

86-летний Ефим Байковский получил награду «за честь и достоинство»


Так теперь уже не играют

На последние дни фестиваля пришлась столичная часть афиши. Кульминацией музыкальной программы «Волжских театральных сезонов» стала опера Бриттена «Поругание Лукреции» из театра «Санктъ-Петербургъ Опера» в постановке Юрия Александрова. Местная публика наконец увидела концептуальную работу из петербургского театра режиссера.

А закрывался фестиваль спектаклем «Цена» Московского театра им. Маяковского — постановкой Леонида Хейфеца по пьесе Артура Миллера. Патриарх отечественной режиссуры представил образец того самого психологического театра, о котором так многие сегодня тоскуют (и за выдающиеся достижения в котором мэтра чуть позже и наградили). Камерный спектакль (на родной сцене идет в малом зале), построенный на тончайших нюансах актерской игры, продемонстрировал, впрочем, и то самое фатальное несовпадение классического психологического театра с ритмами нового времени, о котором говорил на встрече с самарцами сам Хейфец, и всю сложность этого метода, обнажающего не только достоинства, но и недостатки актеров. Но восхитительная игра 86-летнего Ефима Байковского в роли оценщика мебели Грегори Соломона (старика с отличным чувством юмора и большим чувством собственного достоинства) - тот редкий случай, когда фраза «так теперь уже не играют» вполне уместна.

Итоги и награды

По итогам фестиваля больше всего наград в драматическом театре заслуженно собрал новосибирский «Унтиловск» (неделю назад мы рассказывали об этом спектакле, ставшем открытием фестиваля). В двух номинациях отмечен жюри и самартовский «Гамлет». В балете половину призов забрала самарская «Баядерка». В опере почти все награды получили спектакли Юрия Александрова (соревновавшиеся со стажерской постановкой из «Геликон-оперы»). В куклах самарский «Карлик-нос» стал лучшим детским спектаклем.

По «Волжским театральным сезонам» непросто делать выводы о российской театральной ситуации в целом, зато можно говорить о проступающем лице фестиваля. Программа «Сезонов» по большей части консервативна — основу афиши составляют спектакли, которые с разной степенью обоснованности можно отнести к «русскому психологическому театру». Можно считать, что это объективная театральная картина (отчасти так и есть), но отбор в этом случае тоже важен. Так, в Московском театре им. Маяковского, например, с тех пор как его возглавляет Миндаугас Карбаускис, идут очень разные спектакли (включая современные адаптации классики), но в Самару привезли ультраклассический камерный спектакль Леонида Хейфеца.

 

Победители II Всероссийского фестиваля «Волжские театральные сезоны»

Опера

За лучший спектакль в музыкальном театре - «Поругание Лукреции» Б. Бриттена, Государственный камерный музыкальный театр «Санкт-Петербургъ Опера»

За лучшую женскую роль - Татьяна Ларина за партию Аиды, «Аида» Дж. Верди, Самарский театр оперы и балета За лучший дебют - Екатерина Вакуленко за партию донны Анны, «Каменный гость» А.С.Даргомыжского, Московский музыкальный театр «Геликон-опера»

Балет

За лучший спектакль - «Баядерка» Л. Минкуса, Самарский театр оперы и балета

За лучшую женскую роль - Ксения Овчинникова за партию Никии, «Баядерка» Л. Минкуса, Самарский театр оперы и балета

За лучший дуэт - Ольга Челпанова-Константин Коротков, «Корсар» А. Адана, Марийский государственный театр оперы и балета

За лучший ансамбль - «Корсар» А. Адана, Марийский государственный театр оперы и балета им. Э.Сапаева

«Особое мнение» диплом жюри - Дина Болотова за партию Эффи, «Сильфида» Х.Левенсхольда, Воронежский государственный театр оперы и балета

«Особое мнение» диплом жюри - Александра Бородина за роль Айи, «Баядерка» Л. Минкуса, Самарский театр оперы и балета

Куклы

За лучшую работу режиссера - Валерий Бугаев, «Повелитель мух» У. Голдинга, Курский государственный театр кукол

За лучшую работу художника - Елена Луценко, «Король Лир» У. Шекспира, Воронежский государственный театр кукол «Шут»

За лучшую работу актера - Михаил Мальцев, Лир, «Король Лир» У. Шекспира, Воронежский государственный театр кукол «Шут»

За лучший спектакль для детей - «Карлик-нос» В. Гауфа, Самарский театр кукол

Диплом за исполнение роли Хрюши в спектакле «Повелитель мух» У. Голдинга - Наталья Бугаева, Курский государственный театр кукол

Драма

За лучший спектакль - «Унтиловск» Л.Леонова, Новосибирский городской театр под руководством Сергея Афанасьева

За лучшую работу режиссера - Сергей Афанасьев, «Унтиловск» Л.Леонова, Новосибирский городской театр под руководством Сергея Афанасьева

За лучшую мужскую роль приз им. М. Лазарева - Павел Маркелов за роль Гамлета в спектакле «Гамлет» У. Шекспира, Самарский театр юного зрителя «СамАрт»

За лучшую женскую роль приз им. В. Ершовой - Татьяна Аугшкап за роль Эстер Франц в спектакле «Цена» А. Миллера, Московский академический театр им. В. Маяковского

За лучшую роль второго плана - Марина Крюкова, «Темные аллеи» И.Бунина, Магнитогорский драматический театр им. А.С.Пушкина

За лучший режиссерский дебют - Александр Доронин, «Шатов, Кириллов, Петр» Ф.Достоевского, РАМТ

За выдающиеся достижения в русском психологическом театре — Леонид Хейфец

За честь и достоинство - Ефим Байковский, Московский академический театр им. В. Маяковского

Спецприз жюри за исполнение музыкальной партии в спектакле «Гамлет» У. Шекспира - Светлана Салманова, Самарский театр юного зрителя «СамАрт»

Диплом - Андрей Яковлев за роль Червакова в спектакле «Унтиловск» Л.Леонова, Новосибирский городской театр под руководством Сергея Афанасьева

Диплом - Екатерина Жирова за роль Васки в спектакле «Унтиловск» Л.Леонова, Новосибирский городской театр под руководством Сергея Афанасьева.



Леонид Хейфец, режиссер:

- Утрата психологическим театром своих позиций — больной вопрос. Но жизнь объективно меняется, и на театре это не может не отразиться. Увеличились скорости, совершенно изменилось ощущение времени. Нельзя сегодня играть спектакль чисто психологический, как будто ничего не произошло, как будто мы сидим в театре 30-40 лет назад. Если уж психологический театр, то очень остро психологический или с использованием визуальных эффектов. Тенденция, конечно, в том, что театр стал значительно больше проникать через глаза, чем через душу. Психологический театр сильно видоизменяется. Но, с моей точки зрения, вне психологии он скучен. Я не могу смотреть на фокусы, если они не опираются на человеческое сердце.



 

Сергей Коробков, театральный критик, член жюри фестиваля «Волжские театральные сезоны»:

«Последний раз я был в Самаре лет двадцать назад — приезжал вести большие оперные концерты на сцене Театра оперы и балета. Они шли два дня, и участницы - народные артистки СССР и России - могли сказать словами Аркадиной: «Как нас принимали в Харькове (в Самаре)!» Был большой успех, а следующий день был пустой, и Светлана Петровна Хумарьян сказала: «Знаете,Сереженька, пойдемте на «Баядерку»». И вот через 20 лет я вернулся сюда и снова попал на «Баядерку». И теперь я с огромным наслаждением еще раз произношу это название».


Ксения Аитова, «Волжская коммуна»
Фото Владимир Сухов 

Оригинальный адрес статьи


×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!
Ваше имя*:Ваш e-mail*: