История театра



Театру Революции – Театру Драмы – Театру им. Вл. Маяковского, как он назывался в разные годы, есть чем гордиться. Имена выдающихся режиссёров, актёров, художников, творивших его историю и творящих сегодня  на его сцене, живут в памяти поколений и по праву заполняют страницы книг, статей, рецензий. Эти имена стали частью прошлой и сегодняшней культуры России.

 

В 1885 – 1887 годах по проекту архитектора К. Терского и при участии Ф. Шехтеля актёром и антрепренёром Георгом Парадизом для его опереточной труппы было перестроено здание на углу Большой Никитской улицы и Малого Кисловского переулка, принадлежавшее с середины XVIII века Стрешневым - старинному русскому роду. Ф. Шехтель проектировал фасад здания в модном в то время псевдорусском стиле. В основе главного фасада  - комбинация сложных деталей из обнаженного красного кирпича.

Театр «Парадиз», работавший в перестроенном здании, не имел постоянной труппы, а сдавался разным антрепренерам в аренду. Театр именовался также Интернациональным (из-за гастролирующих иностранных трупп, игравших на его сцене), Никитским (по месту расположения театра на Большой Никитской улице).  Здесь играли братья Адельгейм, труппа Мейнингенского театра, знаменитые в ту эпоху актёры Л. Барнай, Э. Поссарт, Э. Росси, Б. Коклен, Г. Режан, Ж. Муне-Сюлли, С. Бернар и др., труппа Мюнхенского королевского театра, украинские труппы Н. Садовского и М. Заньковецкой. В 1913 – 1920 годах в театре выступала оперетта Е. Потопчиной и французская труппа петербургского Михайловского театра.

В 1920 году, после отъезда Потопчиной за границу, здание Никитского театра было отдано Теревсату – Театру революционной сатиры, переведенному в Москву из Витебска. К 1921 году его труппа была большая и пестрая. «В ней сливались несколько театров, в неё входили актеры всех… жанров – эстрада, цирк, опера, балет, оперетта. … Таким же пёстрым был и репертуар».

В 1922 году Теревсат был расформирован, а на его базе, а также на базе некоторых других театров создан новый – Театр Революции, главным режиссером которого до 1924 года являлся Вс. Мейерхольд. Затем театр возглавил его ученик – А. Грипич. За это время поставлены спектакли: «Озеро Люль» А. Файко (1923), «Доходное место» А.Островского (1923), «Воздушный пирог» (1925) и «Конец Криворыльска» (1926) Б. Ромашова. Драматургия последнего связала театр с современной жизнью, придала искусству театра боевую публицистичность.

В 1930 году художественным руководителем Театра Революции становится А. Попов. С его деятельностью связан важный этап в развитии театра. Постановки А. Попова «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» (1932) Н. Погодина ознаменовали собой освоение нового жизненного материала. Режиссёр стремится по-новому претворить опыт К.Станиславского и Е. Вахтангова, выдвигая концепцию современного «актёра-мыслителя».

После ухода в 1935 году А. Попова из театра его художественными руководителями становились: И. Шлепянов, М. Штраух, Н. Петров. Отдельные постановки осуществляли: Л. Волков, А. Лобанов, Ю. Завадский.

В 1941-1943 годах Театр Революции эвакуировали в Ташкент, где были поставлены пьесы «Давным-давно» А. Гладкова (1942) и «Фронт» А. Корнейчука (1942).

В 1943 году, по возвращении в Москву, в театр влились объединенные ранее труппы Театра Ленсовета и Московского театра драмы, работавшие в помещении Театра Революции. Последний переименовали, и с 1943 по 1954 год он назывался «Московский театр драмы». Художественным руководителем его стал Н. Охлопков – режиссёр, определивший принципы дальнейшего творческого развития коллектива.

Для режиссёрского творчества Охлопкова характерно поэтическое, образное мышление. Героико-патетическая направленность, публичность и эмоциональность искусства Охлопкова с особой силой проявились в его выдающейся работе – спектакле «Молодая гвардия» (1947).

В 1954 году театру было присвоено имя Вл. Маяковского.

В 1968 году художественным руководителем театра становится А.А.Гончаров. Он руководил театром более 30 лет, до своей смерти в 2001 году. Самыми значительными спектаклями трёх десятилетий были: «Таланты и поклонники», «Дети Ванюшина», «Разгром», «Трамвай Желание», «Человек из Ламанчи», «Банкрот», «Беседы с Сократом», «Бег», «Чайка», «Леди Макбет Мценского уезда», «Жизнь Клима Самгина», «Плоды просвещения», «Закат», «Наполеон Первый», «Жертва века», «Кукольный дом»... 
В январе 2002 года художественным руководителем Театра им.Вл.Маяковского назначается С.Н.Арцибашев, до этого 10 лет руководивший созданным им «Театром на Покровке». Среди главных постановок этого режиссера можно назвать гоголевские «Женитьбу», «Мертвые души», «Как поссорились...», «Карамазовы» по Достоевскому. 

20 мая 2011 года Департамент культуры города Москвы принял решение о назначении нового руководства Московского академического театра имени Вл.Маяковского. Художественным руководителем театра стал режиссёр Миндаугас Карбаускис, обладатель высших театральных премий России. 

Во все времена Театр им. Вл.Маяковского славился своими актёрами. В разные годы здесь играли Мария Бабанова и Михаил Астангов, Максим Штраух и Лев Свердлин, Фаина Раневская и Лидия Сухаревская, Армен Джигарханян и Ольга Яковлева, Наталья Гундарева и Александр Лазарев-ст, Ефим Байковский, Игорь Кашинцев, Игорь Охлупин, Даниил Спиваковский. Сегодня труппа театра представлена такими замечательными мастерами, как Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Евгения Симонова, Ольга Прокофьева, Анатолий Лобоцкий, Анна Ардова, Татьяна Орлова, Любовь Руденко, Алексей Фатеев и др. 


×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!
Ваше имя*:Ваш e-mail*: