Предложение для зрителей


EN

(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Шлепянов Илья Юльевич

Заслуженный артист РСФСР


Даты ближайших спектаклей

    (27 октября 1900 – 21 декабря 1951)

    Художник, режиссер

    В театре Революции работал с 1928 по 1935г. главным художником и режиссером, с 1935 по 1937 г. главным режиссером.

    В 1919 году Илья окончил 1-е коммерческое училище и одновременно живописную школу художника А. С. Монко. Тогда же начал заниматься у ленинградских педагогов, учеников Вс. Э. Мейерхольда в 1914 − 1917 годах А. Монко и А. В. Смирновых, открывших в Киеве театральную студию. Продолжал занятия и поступив добровольцем в Красную Армию, во время службы в Политуправлении 12-й армии в Киеве. В 1922 году стал учеником Вс. Э. Мейерхольда в Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ), которые окончил в 1925 году. Ещё во время учёбы оформил в Театре им.Вс. Мейерхольда три спектакля − «Д. E.» М. Подгаецкого (1924), «Учитель Бубус» А.Файко и «Мандат» Н.Эрдмана (1925), под руководством Мейерхольда разработал для них новаторские приёмы сценического оформления: подвижные щиты, трансформирующие сцену, вращающиеся концентрические круги-кольца и другие. Поскольку в театре Мейерхольда спектакли мог ставить только сам художественный руководитель, Шлепянов вместе с несколькими молодыми актёрами (М. И. Жаровым, В.Ф. Фёдоровым и другими) в 1926 году покинул учителя, недолгое время был главным художником Бакинского рабочего театра, затем Реалистического театра в Москве, а с 1928 года — главным художником и режиссёром московского Театра Революции. Здесь Илья Шлепянов работал до 1937 года, оформил, в частности, получившие известность спектакли по пьесам Н. Погодина «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» (1932) и «После бала» (1934). Осуществил вместе с А.Д.Поповым знаменитую постановку «Ромео и Джульетты» (1935). Отдавал предпочтение конструктивно-архитектурному принципу оформления, используя фотомонтаж и отказываясь от плоскостных живописных декораций. Поставил ряд пьес современных советских драматургов, в том числе «Улицу радости» Н. Зархи и «На Западе бой» Вс. Вишневского. В 1933 году И. Ю. Шлепянову присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

    Со второй половины 30-х годов Илья Шлепянов занимался преимущественно режиссурой. В 1938 − 1939 годах работал в Ленинградском Малом театре оперы и балета, где поставил, в частности, оперу Д. Кабалевского «Кола Брюньон». В 1939 – 1940 − художественный руководитель Большого театра оперы и балета БССР (Минск). В 1940 − 1942 в Москве руководил Театром имени Ленсовета, в 1942 − 1944 – Театром Сатиры.

    С 1944 по 1951 был главным режиссёром Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Поставил «Орлеанскую деву» П. Чайковского (Сталинская премия 1-й степени, 1946) и «Семью Тараса» Д. Кабалевского (Сталинская премия 2-й степени, 1951). В этот же период поставил в Большом драматическом театре «Много шума из ничего» У. Шекспира и «Бесприданницу» А. Островского.