Пресса
19 Сентября 2023

5 причин не пропустить новую антикомедию в Театре Маяковского

    В минувшие выходные в Театре Маяковского прошли премьерные показы спектакля «Мера за меру» Александра Золотовицкого.

  Молодой режиссер, выпускник мастерских Брусникина и Кудряшова, исследует актуальность «проблемной пьесы» Шекспира в жанре, который он сам определил как антикомедию. Редактор BURO. Екатерина Краюхина знает как минимум пять причин, почему нельзя пропустить новую постановку.

ОЩУТИТЬ МУЛЬТИЖАНРОВОСТЬ

  На вопрос «Почему спектакль окрестили антикомедией и что это вообще значит?» Александр Золотовицкий отвечает, что сюжет пьесы мало похож на комедию: молодую женщину, грубо говоря, вынуждают спасти брата от казни ценой собственной невинности. При этом в пьесе много юмора, пусть и ниже пояса (помним, что Шекспир писал для современников — простой и необразованной публики). Забавные, на первый взгляд, персонажи вдруг могут показаться жуткими, и наоборот. Комедией не назовешь, трагедией — тоже. К слову, именно из-за таких противоречий «Мера за меру» считается одной из «проблемных пьес» Шекспира — под этим термином литературоведами понимаются жанрово размытые произведения драматурга.



УБЕДИТЬСЯ В АКТУАЛЬНОСТИ ШЕКСПИРА 

  

  Над спектаклем, родившимся в рамках Лаборатории игрового театра, Золотовицкий работал больше года. Однако сама идея постановки возникла у режиссера давно — после лекции искусствоведа Алексея Вадимовича Бартошевича, который утверждал, что каждая пьеса Шекспира попадает в свое время. И если XX век был веком «Гамлета», сейчас максимально точно отражает нашу жизнь пьеса «Мера за меру». Юмор, герои, злободневные понятия харассмента, бодишейминга, движения MeToo — все это, оказывается, не ново.


УВИДЕТЬ ПРИЕМ DEUS EX MACHINA В ДЕЙСТВИИ 

  Deus ex machina, что в переводе с латыни означает «Бог из машины», — это принцип, свойственный античному театру (Еврипид, например, его просто обожал). В те времена в развязке спектакля часто магическим образом, порой даже спустившись с небес, появлялся некто, по щелчку решающий проблемы героев. Настоящее чудо на сцене случается и в спектакле «Мера за меру». Однако, гарантирует ли оно хеппи-энд, оставим в тайне: каждый зритель решает сам.



ОКАЗАТЬ НА РЕЙВ ВЕЧЕРИНКЕ

  …и захотеть пуститься в пляс вместе с актерами. Хореографией артисты несут в зал определенные мысли, намерения или состояния, и порой эти невербальные сигналы работают лучше слов. Пластики в «Мере за меру» много, во втором акте — особенно. Абсолютно точно зрителю запомнятся безумные танцы героев в ночь перед казнью Клавдио под трек Clap Your Hands Say Yeah «Satan Said Dance». Хореограф спектакля Саша Колосовская признается, что и сама любит эту сцену (убрать оттуда слова было именно ее идеей — как нам кажется, удачной). В итоге получился «рейв пошлой Вены» — восхитительный и заразительный.

НАСЛАДИТЬСЯ СЦЕНОГРАФИЕЙ В СТИЛЕ "НОВОГО ПАПЫ"

  Скучных декораций под старину вы не увидите. Нам, например, сценография напомнила заставку сериала «Новый Папа» с Джудом Лоу — большой, сияющий светодиодами разных цветов крест. Разумеется, можно провести и другие параллели. Художник спектакля Софья Шнырева рассказывает, что всегда учитывает историческую эпоху, но обязательно миксует ее с современными элементами: «Мне кажется, иначе просто невозможно, потому что театр превратится в исторический музей». Пространство спектакля работает как живой организм, который то выдавливает героев на авансцену, то откидывает их вглубь. Софья советует смотреть постановку как яркий комикс — динамичный, основанный на архетипах, вспышках и страстях.

Ближайшие показы спектакля «Мера за меру» пройдут в Театре Маяковского 30 сентября и 5 октября.


Оригинал статьи.

×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot