Пресса
14 Октября 2020

Барышня-дикарка, или Стоит ли жить без любви? ("Дикарка" Театр имени В. Маяковского)

Театр имени В. Маяковского выпустил «Дикарку». Благодаря режиссеру Юрию Иоффе и художнику-постановщику Анастасии Глебовой в филиале на Сретенке появилась притягательная старинная дворянская усадьба, где кипят, на удивление, современные страсти. На сцене, как и в реальной жизни, царит теплый октябрь и ощущается свет уходящего солнца.

Художник-постановщик: Анастасия Глебова. Фото с официального сайта Театра имени В.Маяковского
Художник-постановщик: Анастасия Глебова. Фото с официального сайта Театра имени В.Маяковского

На первый взгляд история, придуманная Александром Островским и Николаем Соловьевым, — чистая комедия. Немолодой барин Александр Львович Ашметьев (Евгений Парамонов) приезжает из Парижа в родную деревню. Здесь его любят и ждут мама, некогда богатая помещица Анна Степановна (Людмила Иванилова), и давно наскучившая жена Марья Петровна (Наталья Коренная), с которой за семь лет брака, он прожил от силы год). Ашметьев же возвращается исключительно за деньгами. Ничто ему здесь не близко и не дорого. Нуразве что старинная роща. Желая задержать мужа подле себя и зная его слабость к женскому полу, Марья Петровна подговаривает дочь управляющего Варю (Анастасия Дьячук) пококетничать с Ашметьевым. Чистый водевиль. К тому же авторы никак не могли договориться о конечной цели пьесы. Соловьеву, судя по всему, была интересна любовная линия, а Островскому — тема загнивания дворянства. Даже удивительно, что при таких разных взглядах эти люди смогли стать соавторами и создать из «Дня расплаты», как первоначально называлась пьеса, — «Дикарку». Пьесу то баловали вниманием, то запрещали, а сегодня, пожалуй, она приходится бедной родственницей более известным творениям Островского. А, между прочим, зря. Островский был, видимо, так занят социальным обличительством, что и не заметил, как написал удивительно феминистскую пьесу, где женщины в кои-то веки мечутся не между извечной нашей триадой: в омут, замуж, в монастырь, а живут полной жизнью, пытаясь отыскать свой собственный путь. Именно о воспитании чувств и чувственности поставил спектакль Юрий Владимирович Иоффе. Его Варя потрясающе современная, пылкая, ищущая, жаждущая жить и быть любимой. И если Островский, как, впрочем, и его герой Ашметьев, испугался яркости героини, сделав ее к финалу безвольной и покорной, то Иоффе, напротив, показывает ее отчаянно смелой, готовой идти вперед, заставить мир прогнуться под нее. Все это с первых минут читается в образе Анастасии Дьячук. Резкие жесты, мальчишеская короткая стрижка, четко выстроенная манера говорить и двигаться. Свобода во всем. Пусть она себя еще толком не знает, но она хотя бы хочет с собой познакомиться. Мужчины вокруг нужны только для того, чтобы позволить ей открыться, научиться властвовать собой и окружающими.

Варя -- Анастасия Дьячук. Фото с официального сайта Театра имени В.Маяковского
Варя -- Анастасия Дьячук. Фото с официального сайта Театра имени В.Маяковского

Первый и самый яркий — харизматичный, ироничный Ашметьев в исполнении заслуженного артиста Евгения Парамонова — не просто стареющий ловелас, разочаровавшийся в жизни, а мужчина притягательный, манкий, тонко чувствующий прекрасное. За его нарочитым цинизмом и безжалостной, даже по отношению к себе, иронией скрывается горькое сожаление, что растратил жизнь попусту, что все таланты пошли коту под хвост. В этих показательно наигранных интонациях (поражает, насколько у артиста богатый голос, который может быть глубоким, ласковым, чарующим, а может — ледяным, надтреснутым, переходящим в визг) проскальзывают порой искренние желания и сожаления. Он видит в Варе свое прошлое: пору надежд, желаний. Именно ему отдана роль эдакого Пигмалиона (видимо, отсюда и статуя Галатеи на афише). Увидел неограненный алмаз и решил сделать из смешной дикарки барышню. Герой Парамонова близок и профессору Хиггинсу Шоу, и Тригорину Чехова, и даже набоковскому Гумберту Гумберту. Взял куколку, окружил коконом слов, всеми этими «мне страшно подумать, что с тебя облетят и золотые блестки, и жемчужная пыль», страстных взглядов, мимолетных прикосновений (тут нужно отдать должное и Иоффе, и балетмейстеру Наталье Шургановой, такие красивые любовные сцены у нас редко встречаются) и создал прекрасную бабочку. Только сил не рассчитал. Думал, ее шёлковые крылья пополнят его коллекцию, а в итоге сам стал жертвой чистой и юной девушки. Зря что ли она говорит, что не картина, чтобы ею любоваться. Такая, как героиня Дьячук, махнет крыльями, оставит жемчужный след на идеальном сюртуке и полетит дальше, к тому, кто не испугается ее бешеной страсти.

Александр Ашметьев - Евгений Парамонов. Фото с официального сайта Театра имени В.Маяковского
Александр Ашметьев - Евгений Парамонов. Фото с официального сайта Театра имени В.Маяковского

Кстати, думаю, в свое время пьесу и запрещали не за критику нравов, а вот за этот манифест женской свободы. Где это видано, чтобы девушка заявляла, что хочет жить, чувствовать, мечтать. Прав Островский: «Мечта-то грех, от мечты-то люди открещиваются».

Второй герой. Жених Вари — Виктор Васильевич Вершинский (Игорь Евтушенко). И правильный, и образованный, все про верное устройство государства талдычит. Только не человек, а живой труп. Ни одного своего слова, ни чувств, ни метаний. Состарится, вспомнить будет нечего. Он бабочку не разглядит, даже если она ему на нос сядет. Стряхнет брезгливо и будет дальше свои теории разводить.

Виктор Вершинский (Игорь Евтушенко) Фото с официального сайта Театра имени В.Маяковского
Виктор Вершинский (Игорь Евтушенко) Фото с официального сайта Театра имени В.Маяковского

И третий — Дмитрий Андреевич Мальков (Макар Запорожский). Тот самый новый человек, которого придумал Островский. Он и рачительный помещик, и на свои трудовые школы заводит, и людей учит хлеб добывать, а все равно полета в нем нет. Он не только любить героиню не сможет, он даже оценить ее не способен. Так и ждешь все время, что он крикнет Ашметьеву, как чеховский Лопахин: «Я купил...» Он – человек хороший, но не для этой девушки. Боится он ее. Ему бы не бабочку, а пчелу рядом, чтобы толк был. Сделает ли он Варю счастливой? Вряд ли. Такая девушка одними правилами, одной усадьбой, да бытом обустроенным эмоционально сыта не будет. Не подходит ей ни слащавая поэзия, ни проза жизни, ни глупый водевиль, ей роман в стихах нужен.

Александр Ашметьев - Евгений Парамонов, Варя - Анастасия Дьячук. Фото с официального сайта Театра имени В.Маяковского
Александр Ашметьев - Евгений Парамонов, Варя - Анастасия Дьячук. Фото с официального сайта Театра имени В.Маяковского

Варя с ужасом говорит, что прибьет он ее. Но я почему-то, глядя на героиню Анастасии Дьячук, думала, что впереди у нее еще целая жизнь. Передохнет она от страстей рядом с верным Мальковым и продолжит поиск себя. В ее финальном бешеном танце, как бы слышится: "К черту омут!» Броситься под поезд или в реку — для слабаков. Вот пройти боль разочарования, пережить скучный брак, вернуть пыльцу и взлететь — это по-нашему. Восстать себе вопреки. Как же хочется, чтобы у нее получилось.

Кстати, форма спектакля не менее хороша, чем содержание. Редкая по красоте усадьба с роялем, на котором так уютно целоваться, стеклянным трехдверным парадным входом как нельзя лучше подходит для долгих разговоров о жизни, любви, свободе и даже курсе рубля. Пойдите и проверьте.


https://zen.yandex.ru/media/scope/baryshniadikarka-ili-stoit-li-jit-bez-liubvi-dikarka-teatr-imeni-v-maiakovskogo--5f7cc5ddf86257109238287d


×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!
Ваше имя*:Ваш e-mail*: