Руководил театром Николай Охлопков долго, но в самые жесткие с точки зрения репертуарной политики десятилетия, поэтому авторы и названия в основном советские, пьесы сталинских лауреатов, либо зарубежных «прогрессивных» писателей. Кто сегодня вспомнил бы иначе Говарда Фаста и его «Дороги свободы» - драму о «судьбе негритянского народа» (цитата дословная!) с Львом Свердлиным в главной роли, надо полагать, «лица африканской национальности». Афиша спектакля «Леди и джентльмены» напоминает о более популярном в свое время имени - Лилиан Хеллман, в 1940-50-е годы гремевшей по миру пьесами и репортажами (ее приглашали в Москву, чтоб взять интервью у Сталина - правда, встреча так и не состоялась), а сегодня оставшейся в истории культуры скорее как жена Дэшила Хэммета и героиня историко-биографических голливудских мелодрам. Выделяется «постер», посвященный гастролям греческой актрисы Аспасии Папатанасиу с «Медеей» Еврипида. Но в основном на афишах - имена самых правоверных, проверенных товарищей, впрочем, люди-то были талантливые - к сожалению, бездарным было бы проще многое простить.
К примеру, сочинявший любопытные, сегодня памятные только по парочке удачных кинофильмов пьесы в стихах Виктор Гусев, дедушка известного ныне спорткомментатора - я не знал, что среди его опусов имелась вещь «Сыновья трех рек», 1944 года спектакль по ней соединял на сцене девушку с Сены, парня с Волги и его ровесника-немца с Эльбы. Не менее «символична» инсценировка Леонида Леонова «Садовник и тень» - о семи сыновьях ветерана гражданской войны, насадившего прекрасный сад и теперь озабоченного, кому его оставить: 1952 года афишечка - занятные, конечно, задним числом вырисовываются сюжеты. Не знал я и о существовании пьесы Арбузова «Дальняя дорога», хотя вроде бы очень интересуюсь арбузовским творчеством, но даже В.А.Арбузова смутно припомнила, что это комедия о строителях метро - действительно, из сопроводительного пояснения к афише можно понять, что герои пьесы - веселые метростроевцы, а ставила ее в 1958 году Зотова, жена Охлопкова, то есть она «ставила», а он потом (это тоже В.А. вспоминает) доделывал, доводил до нужной кондиции. Детская сказка «Волшебный пароль» переносила юных пионеров-шестидесятников из 1968-го года в дни гражданской войны, где они получали почетное задание доставить секретный пакет Ленину.
Но самое интересное открывается на афише «Ромео и Джульетты» в постановке Охлопкова еще 1935 года - афиша, приглашает на спектакль уже в 1948-м, а Джульетту по-прежнему играет М.И.Бабанова, но меня не столько Бабанова-Джульетта заставила вздрогнуть, сколько то, что Кормилицей при ней состояла Тер-Осипян: я Нину Мамиконовну сам прекрасно помню на сцене Маяковки, скажем, в спектакле «Шутка мецената», а она играла Кормилицу Бабановой-Джульетты в 1948-м году, и до того все оказывается близко, что действительно, как говорил тесно связанный с театром Маяковского (особенно в арцибашевские годы) В.Я.Вульф, «Ольга Леонардовна умерла не так давно».
Блогер Вячеслав Шадронов