Предложение для зрителей


Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы
EN

(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Час В.О.Л.К.а

30 Января 2015

Час В.О.Л.К.а



Московский академический театр им. В.Маяковского
Василий Аксёнов В.О.Л.К. (Вот Она Любовь Какая)
Постановка — Светлана Землякова
Художник-консультант — Наталья Войнова

Время – категория неуправляемая: течет сквозь пальцы, пролетает стремительно, и лишь оглядываясь назад, понимаешь, как глупо его транжирил, как щедро швырялся часами, днями, неделями и годами. Ощутить бы всем своим существом, как в детстве, когда время тянулось целый год, как тугая резина, а летом – плавно, точно мягкая ириска (расправиться бы поскорей, да жалко, хочется растянуть удовольствие). К чему это я? А вот: на малой сцене Театра им. Маяковского выпускники Мастерской Олега Кудряшова (ГИТИС) представляют спектакль «В.О.Л.К.», в котором время проходит самым волшебным образом.

Авторы спектакля инсценировали роман Василия Аксенова «Десять посещений моей возлюбленной». Главы из этого романа были опубликованы в нескольких номерах журнала «Москва» (2011г.). «Кудряшам» посчастливилось первыми получить рукопись этого произведения. В театре Маяковского дипломный спектакль «кудряшей» включили в репертуар, а пять выпускников Мастерской пополнили труппу «Маяковки» (Екатерина Агеева, Алексей Золотовицкий, Валерия Куликова, Павел Пархоменко, Алексей Сергеев).

Подзаголовок в программке спектакля - мозаика мгновений. Режиссер Светлана Землякова так выложила эту самую «мозаику», что любое «мгновенье» можно неторопливо и подробно разглядывать, наслаждаясь или рефлексируя. Проза Василия Аксенова удивительным образом напомнила рассказы Василия Шукшина, смачно увековечившего народные типы и характеры. В новой постановке «кудряшей» все взаправду: пьют, едят, ссорятся, дерутся, любят, ревнуют, плачут, смеются…


От выпускников Олега Львовича Кудряшова всегда ожидаешь высокого актерского мастерства, профессиональной игры на разнообразных музыкальных инструментах, интеллигентной подачи материала, - и все это есть в «В.О.Л.К.е». Как чудесно и точно играют юные Екатерина Агеева и Юрий Лободенко деревенскую пожилую (не старую, а пожившую) пару - родителей старшеклассника Олега Истомина (Павел Пархоменко). Какая смешная узнаваемая мама получилась у Кати Агеевой – маленькая, трогательная, тишайшая, при этом железная хозяйка, на которой держатся основы Еланьского мироздания (события происходят в деревне Елань). Метко подмеченные привычки, словечки, деревенский говорок (словно сами актеры – земляки своим персонажам). А какой чудесный хор сельских девушек, старательно выводящих «Грезы мои, грезы…» - от каждой из них взгляда не оторвать, как когда-то от экрана, с которого круглое лицо Татьяны Дорониной наивно улыбалось Олегу Ефремову: «Опусте-ела без тебя-аа, земляяя…». А гармонь в руках Вовки Балахнина (Алексей Золотовицкий) лихо наяривает не только задушевные народные песни, но и «битлов», и «синий-синий иней», и все, что душе угодно.

Действие то замирает и длится, то летит во весь опор, с трудом поспевая за новеньким мотоциклом «Днепр» – гордостью Олега, а в эти самые секунды рождается первая любовь. Вначале скромная и неуверенная, вот она уже пробует на зубок крепость чувств, закипая от страсти. Так долго и так скоро сменяются фазы в отношениях Олега (Павел Пархоменко) и Тани (Валерия Куликова) - от первого касания руки, робкого восторга от пушистого локона, красивой линии губ до неумелого поцелуя, от нетерпеливого ожидания записки до полного слияния тел. Вот Она Любовь Какая! Именно так расшифровывается аббревиатура названия спектакля.

Влюбленный Олег еще седлает свой верный мотоцикл, чтобы мчаться на свидание к решительной Тане, а в сердце уже растет тревога и мучает неодолимое желание поцеловать в губы прекрасную одноклассницу Галю (Анастасия Мытражик), которую вчера дергал за косу. Хорошая девочка Галя скроет свои чувства, чтобы не мешать чужому счастью, в результате разрушит свое. Неопытная юность идет своим путем, пробуя и ошибаясь, иногда смертельно. И так переживаешь эти чужие повороты судьбы, встречи и расставания, скоропалительные решения, вдруг оказывающиеся судьбоносными…


Молодая дружная актерская команда чувствует себя в эпохе семидесятых так естественно: ребята поют песни с той же интонацией, что пели их родители (или бабушки), переглядываются, танцуют, жестикулируют - словно ничего не присвоено, а просто всплывает из глубины подсознания. Исполнять в спектакле песни целиком – непозволительная, казалось бы, роскошь в ограниченном времени театрального действия. В последнее время вставные эстрадные номера и так порядком надоели, но здесь после первой же песни сразу расслабляешься и получаешь удовольствие от девичьего хора, от деревенского ансамбля, натурально «жарящего» тексты модных западных групп на немыслимом английском, от «Баньки» Высоцкого, от популярных полвека назад песен, несущихся из транзистора VEF и катушечного магнитофона (эти нехитрые радиотовары обеспечивали французским шансоном и зарубежной эстрадой всю нашу необъятную родину). Хочется продлить минуты, когда в сельском клубе Елани звучит «Падает снег» Адамо или когда под томные песни Валерия Ободзинского пары замирают в сладких объятиях…

Внятная человеческая история среди незамысловатого деревенского быта, непременного пьянства, попыток самоубийства (так юные сердца взрывались от жесткого слова, взгляда, нечаянного предательства от «чувствссс») - захватила с первой до последней минуты. Все, как в жизни, без целлулоида, при этом как-то сумели в Маяковке обойтись без мата и голых задниц.

Актерам в «В.О.Л.К.е» есть, что играть: у каждого персонажа – свой бенефисный выход. Помимо захватывающих сцен любовного треугольника, также хороши эпизодические выходы Наталии Меньшовой, Александра Мичкова, Кристины Исайкиной, Виктории Печерниковой, Валентины Куваевой, Данилы Чванова, Алексея Сергеева…, да весь актерский ансамбль - замечательный. «Время – не мужик, за штанину не ухватишь…», - резонно заметила одна из героинь спектакля. Три с половиной часа проведете в театре с пользой и удовольствием, а дома вы их даже не заметите.


Лариса Каневская, «Театральный мир» № 1 2015