Предложение для зрителей Маяковка — детям


EN
(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Человек и его природа

6 Сентября 2013

Человек и его природа

Открыли сезон «Фоменки» и «Маяковка»


«Мама-Кот»

Свет в зале погас, и на экране появилось прекрасное лицо Натальи Гундаревой — ей исполнилось бы 65. В «Маяковке» — сбор труппы, тот единственный день в году, когда нарядный зрительный зал заполнен актерами и сотрудниками театра. Объявлено: новый сезон посвящен ни много ни мало — «изучению человеческой природы». Материалом для изучения послужат Иммануил Кант (пьесу Ивашкявичуса ставит Миндаугас Карбаускис), Лариса Огудалова («Бесприданницу» ставит Лев Эренбург), Евгений Базаров («Отцами и сыновьями» Брайана Фрила занят Леонид Хейфец), жители послевоенного Бердичева (над пьесой Горенштейна работает Никита Кобелев) и володинский Бузыкин («Осенний марафон» театрализует дебютант Владимир Смирнов). На Никитской в 91-м сезоне жизнь будет кипеть, похоже, еще более бурно, чем в минувшем юбилейном. Предстоят гастроли в Ярославле, Челябинске, Нижнем, Перми, Петербурге, Германии, Кутаиси, Тбилиси. «Маяковка» предоставит сцену спектаклям Льва Додина, Роберта Стуруа, Евгения Арье, Люка Персиваля. А еще из уст директора Леонида Ошарина прозвучала фраза, которую редко приходится слышать на подобных сборищах: «Мы решили привести в порядок могилы актеров, которых больше нет с нами, этим летом отреставрировали памятник на могиле Лидии Сухаревской и Бориса Тенина». Аплодисменты. Первая фраза Карбаускиса: «Я волнуюсь» (ему веришь). Художественный руководитель театра говорит о том, что в грядущем сезоне ожидается 9 премьер. Что первый акт его спектакля «Господин Пунтилла и его слуга Матти» существенно изменился; что он очень и очень рад открытию «Студии-офф», мимоходом замечая: «Вера в меня, что я талантливый и все могу, — мой самый большой крест, потому что я, может быть, из вас самый неталантливый и слабый»… Зал сочувственно безмолвствует. Скоро после капремонта откроются сцена на Сретенке, второй репетиционный зал, площадка студенческих экспериментов (там пойдет спектакль «Лакейская» дебютанта Григория Добрыгина по Гоголю), «Студия-офф» — документальный театр в театре, появится своя газета. Карбаускис дарит цветы трем новым актерам труппы и объявляет фрагмент грядущей премьеры: «Мама-Кот» по сказке Луиса Сепульведы. Режиссер — Полина Стружкова. Собравшиеся видят веселую сценку с музыкой Максима Леонидова. Будущий спектакль Карбаускиса «Декалог» посвящается 10 Заповедям. К тому же в разгаре репетиции «Канта».

А за день до этого открывалась «Мастерская Петра Фоменко». Первая информация в канун 21-го сезона — весть о браке артистов Полины Агуреевой и Федора Малышева — была встречена свистом и овацией. Андрей Воробьев — один из лучших директоров театров в столице, а значит, и в стране, в духе нынешних времен начал с цифр. За минувший сезон, первый без Петра Наумовича Фоменко, мастерская дала 524 спектакля, которые увидели сотни тысяч человек. В память Петра Наумовича готовятся книги, снимается фильм, собирается двухтомник к 20-летию театра, обсуждается эскиз надгробия. Поставили 4 новых спектакля, приняли участие в 8 театральных фестивалях, о театре написано более 500 текстов и снято более 20 фильмов. Были выставки, музыкальные вечера. Все, о чем говорил Воробьев, — от перевода пьесы О,Нила, сделанного маэстро Виктором Голышевым специально для «Фоменок», до введения с осени интернет-покупки билетов, от прогрессивной утилизации отходов — до ремонта старой сцены, от трансляций спектаклей в мировой Сети, обеспеченной Игорем Овчинниковым, — до гастрольных маршрутов (Калининград, Ереван, Женева, Сочи и пр.) — давало представление о ритме работы налаженного механизма «Мастерской». Даже не особенно резала слух не раз благодарно повторенная директором фраза «…и лично Сергею Александровичу Капкову»… Евгений Каменькович, нынешний худрук «Мастерской», с подвязанной от зубной боли щекой, первым долгом попросил прощения «за свой идиотский имидж», а затем напомнил собравшимся, что «фоменки» начинали так хорошо, «потому что были друг другу необходимы»; что надо отмести всякую тень внутритеатральных счетов и ссор. Театр готовит четыре премьеры: первой станет «Последнее свидание» по Бунину, на очереди «Фантазии Фарятьева», «Руслан и Людмила»... Затем Каменькович процитировал Станиславского, который в ответ на вопрос, как должен жить идеальный театр, якобы ответил: «Веселее и легче» (на самом деле: «...сделать привычное — легким, а легкое — прекрасным»), поздравил с началом и объявил, что над сценарием вечера «Наше все», посвященном двадцатилетию, работают Юлий Ким и Дмитрий Быков. «…У нас лучшая труппа в мире, мы не похожи ни на один театр на земле!» — бодро провозгласил Каменькович, стремясь укрепить в собравшихся энергию заблуждения, она же — творческий дух. И артисты разошлись на репетиции.

Новая газета, 02.09.2013.
Оригинальная ссылка на статью