Предложение для зрителей


EN

(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Голос разума

Голос разума

Новый спектакль Миндаугаса Карбаускиса: в алом амфитеатре, созданном Сергеем Бархиным, пройдет философский обед, спокойствие которого нарушит красивая девушка.

Новая премьера в «Маяковке» потребовала камерной атмосферы. Для этого прямо на главной сцене театра выстроили придуманный художником Сергеем Бархиным шестигранный амфитеатр, обитый алым бархатом. Народу здесь поместится вдвое меньше, чем в одном только партере, — около 140 человек. Зрители будут сидеть вокруг большого обеденного стола, за которым со своими гостями — городской элитой провинциального даже для конца XVIII века Кенигсберга — поведет философскую беседу автор «Критики чистого разума» Иммануил Кант. Старик ел всего один раз в день, но любил обедать долго.

Миндаугас Карбаускис, правда, не опусы самого Канта инсценирует, а пьесу известного современного литовского драматурга Марюса Ивашкявичюса. И хотя она пока нигде не опубликована, зауми и пафоса бояться не следует. Скорее стоит ожидать иронии, неоднозначности и почти детективной интриги, когда неторопливое застолье прервет появление нежданной гостьи. Да и на званый обед соберутся звезды «Маяковки» во главе с Михаилом ФилипповымИгорем Костолевским и Светланой Немоляевой. К слову, в следующем году магический шестигранник перенесут во вновь отстроенный филиал театра на Сретенке. 



Миндаугас Карбаускис о спектакле:
Вы считаете, что «Критика чистого разума» Канта — именно то, что сегодня привлечет публику? 


Мой выбор определяется не тем, что модно или прогрессивно. Искусство находится в зоне парадокса. Если бы я мог все просчитывать, то был бы бухгалтером. Иногда что-то выходит совершенно непонятно — как и почему. Меньше всего нам хочется какого-то энциклопедического Канта, хрестоматии. Мы ставим пьесу Марюса Ивашкявичюса «Кант», очень парадоксальную, талантливую. Само имя Марюса — знак качества. Возможно, склад моего характера подходит для этого текста, замечательного, но безумно камерного. Его нельзя встроить в современный театральный маркетинг. 

Но пьеса попала именно туда, куда должна была попасть. Она требует мощного актерского ансамбля из десяти человек. Она похожа на музыкальное произведение. Очень трудно собрать такое в проектном театре, в «вольном плавании». Здесь понадобился опыт репертуарного театра, содружества профессионалов, одного дыхания. В Театре им. Маяковского есть все люди, которые органично могут это исполнить, «поиграть» в это. 

И о чем же будет ваша игра?
Не хочется отнимать у зрителя какую-то радость сюрприза. Ведь пьеса и вправду нигде не издана. И мало кто может сказать, кроме нас, о чем именно пойдет речь. Неужели и впрямь про критику чистого разума? Ну, во-первых, это почти что классическая пьеса-обед. И конечно, с умными мыслями, которые, как говорит слуга Мартин, стоят в очереди за глупыми. И вот бывает же, что до умных мыслей очередь не доходит. Все пронизано какой-то умной и доброй иронией. Наша критика чистого разума в отличие от великой книги, надеюсь, окажется более доступной для понимания. Ведь мы же о себе!

С режиссером беседовал Александр Баркар

Иллюстрация: макет декораций к спектаклю, художник Сергей Бархин

Елена Груева

Оригинальный адрес статьи