Предложение для зрителей Маяковка — детям


EN
(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

«Господи, ты дал нам похороны, чтобы напоминать о нашей жизни»

9 Апреля 2012

«Господи, ты дал нам похороны, чтобы напоминать о нашей жизни»

В театре Маяковского премьера -  спектакль «На чемоданах». 

Пьесу  «На чемоданах» сочинил знаменитый  израильский драматург Ханох Левин, определив ее жанр как «комедия в 8 похоронах». Осуществил постановку режиссер Александр Коручеков, до того, как дебютировать на сцене театра Маяковского, он  прощупал почву в качестве заместителя художественного руководителя театра. А до Маяковки служил актером  в «Сатириконе» и в «Студии театрального искусства». Не отказывается от ролей и сейчас.
 « Пьеса была очень непростым материалом для постановки на русском языке – рассказывает переводчик Алла  Кучеренко, -  Израильский и еврейский колорит, восемнадцать действий, которые не влезают по времени ни в один спектакль, и очень много действующих лиц. Режиссер сделал выбор в пользу максимально общечеловеческой трактовки пьесы, сознательно избегая израильской специфики и национальных мотивов. Чтобы московские зрители смеялись над собой и плакали о своем. Персонажи спектакля слегка утрированы. Они предельно узнаваемы, но от этого не менее абсурдны. Это наши соседи, матери, отцы, братья, друзья. Это мы сами — без масок, без прикрас».
Спектакль  производит на зрителей странное, можно сказать, двойственное  впечатление. Вроде бы как плакать – глупо, а смеяться -  грешно.
       В спектакле участвуют  22 артиста  (столько же букв в еврейском алфавите),  и у каждого знаковая  роль. Проститутка, заика, горбун, мамы, папы, 4 вдовы, 3 незамужние девицы и 9 покойников... И –  11 чемоданов, демонстрирующих материальный достаток своих хозяев и их стремление уехать, изменить свою жизнь.
На сцене тоже, что и в зале, - ряд зрительских кресел. Задник – киноэкран с титрами названий сцен и места действия. Кресла – многофункциональны. В основном, они работают автобусной остановкой - местом  встреч, разлук, ожиданий, надежд, разочарований и похорон.
«Жизнь – это шутка, но эта шутка стоит много денег! За счастьем надо ехать в Америку, Швейцарию, здесь нечего делать, -  говорят герои спектакля. Говорят и ничего не делают.  Эльханан (Алексей Дякин)  живет мечтой о Швейцарии, но тратит  сбережения на проститутку. Его мама Геня (Евгения Симонова) постоянно причитает: «Как - же я останусь одна, вся больная, не уезжай, а то умру! ». И – действительно  умирает. Но прежде героиня Симоновой в бомжовском плаще, в вязаной шапочке убирает автобусную остановку, превращая в мусор собственную жизнь. Актриса, как живой огонек, озаряет спектакль. Ее, запрятанную в лохмотья, почти не видно, и в тоже время в игре нет ни одной промежуточной эмоции:  она или смеется или кричит, в одно мгновение сухое лицо становится мокрым от слез...
Похороны, похороны, похороны. Похороны -  это «скелет» спектакля, на который наращивается мясо живых человеческих отношений.  Персонажи уходят на тот свет с насмешливой регулярностью, надгробные речи пусты и бессмысленны, и на самом деле никому нет дела до чьей-то смерти, даже самым близким. Надо жить дальше! Вдовы тут-же вовлекаются в новые любовные истории,  играют в бридж..
 Да, и честно говоря, тот свет представлен весьма соблазнительно: все нарядные, улыбчивые, счастливые, молодые. Там реальность выглядит гораздо привлекательней, чем на  земле. И мертвые – живее живых, и так настойчиво приглашают к себе... Но не надо спешить.  Пьеса не о смерти.  И не о вечной жизни.  
В финале спектакля прозвучат самые важные слова: «Господи, ты дал нам похороны, чтобы напоминать о нашей жизни. Сделай же так, чтобы мы помнили этот катафалк и эту простыню в промежутках между похоронами тоже». И еще: «Я человек. Я не могу без счастья».
 

В спектакле участвуют артисты: Виктор Власов, Евгения Симонова, Зоя Кайдановская, Александра Ровенских, Игорь Марычев, Алексей Дякин и другие.

Музыку, по словам режиссера, играющую огромную роль в этой постановке, написал композитор Дмитрий Катханов. Над спектаклем работали художники Наталья Войнова и Сергей Скорнецкий.


Дина Радбель, альманах "Фамильные ценности", апрель 2012