Предложение для зрителей


Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы
EN

(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Идеальный романтический герой Игорь Костолевский

10 Сентября 2013

Идеальный романтический герой Игорь Костолевский

10 сентября Игорю Костолевскому исполняется 65 лет.

Дебютировав в кинематографе в фильме "Звезда пленительного счастья", актер стал эталоном романтического героя в российском кино. Учитель Марин Мирою в "Безымянной звезде", разведчик Бородин в "Тегеране-43" и другие роли подтверждают его "романтическое" амплуа. Однако на театральной сцене Костолевский демонстрирует совсем другую сторону своего таланта. Самые знаковые роли Игоря Костолевского смотрите в фотоленте проекта Weekend.


© РИА Новости Сергей Пятаков
На фото: Игорь Костолевский во время сбора труппы Московского академического театра имени Вл. Маяковского.

"Когда-то в фильме "Тегеран-43" я сыграл разведчика, меня с детства привлекал жанр детектива, ужасно нравилось читать подобные книжки", - вспоминает актер. Роль храброго Андрея Бородина, срывающего планы фашистских агентов по ликвидации "большой тройки" — Сталина, Рузвельта и Черчилля, принесла Костолевскому большую популярность. Образ разведчика пришелся по вкусу и самому актеру, позднее он с радостью согласился сыграть разведчика в другом фильме - в "Шпионских играх" по сюжету он случайным образом оказывается в Америке и попадает в непростую ситуацию.


© РИА Новости Киностудия "Мосфильм", 1981
На фото: Игорь Костолевский на съемках фильма "Тегеран-43"

Отправной точкой карьеры киноактера Костолевского принято считать его роль в драме Владимира Мотыля "Звезда пленительного счастья", снятой к 150-летию восстания декабристов. Для режиссера историческая составляющая была лишь поводом для исследования человеческих взаимоотношений и судеб, и в центре сюжета оказывается молодой дворянин Иван Анненков и его жизнь - на эту ответственную роль, рискуя, назначали молодого выпускника ГИТИСа Игоря Костолевского. В фильме принимали участие Олег Стриженов, Алексей Баталов, Ирина Купченко, Наталья Бондарчук, но даже на фоне таких профессионалов дебютант оказался необычайно выразителен. Режиссеры увидели в Костолевском идеальный тип романтического героя, и, поскольку романтические герои нужны почти в каждом фильме, Костолевский больше не испытывал недостатка в ролях.


© РИА Новости В. Белоколодов

Вполне возможно, что зрители не узнали бы о Костолевском, родившемся в обыкновенной, "не творческой" семье, если бы он сам не сделал шаг навстречу своим желаниям. Проучившись два года в Московском строительном институте, он бросил его, чтобы стать актером. Спустя годы актер признается: "Для меня свобода – это возможность заниматься любимым делом. В этом смысле я был свободен всегда". В 80-х Костолевский был на пике своей популярности - ежедневно он получал около трехсот писем от поклонниц, десятки предложений от режиссеров, а спектакли с его участием собирали полные залы. Тем не менее, к славе он привык относиться без фанатизма: "Я прекрасно понимал, что быть популярным и хорошим артистом — разные вещи. До какого-то времени у меня всегда, когда я видел себя на экране, возникала мысль: "Боже мой, я же такой глубокий, серьезный, неповторимый, но почему же я так мелко, нелепо и смешно выгляжу?!"



В 80-х Костолевский был на пике своей популярности - ежедневно он получал около трехсот писем от поклонниц, десятки предложений от режиссеров, а спектакли с его участием собирали полные залы. Тем не менее, к славе он привык относиться без фанатизма: "Я прекрасно понимал, что быть популярным и хорошим артистом — разные вещи. До какого-то времени у меня всегда, когда я видел себя на экране, возникала мысль: "Боже мой, я же такой глубокий, серьезный, неповторимый, но почему же я так мелко, нелепо и смешно выгляжу?!"


© РИА Новости Киностудия "Мосфильм", 1981
На фото: Игорь Костолевский в роли Андрея Бородина и Ален Делон в роли инспектора Фоша на съемках фильма "Тегеран-43"


Несмотря на то, что за Костолевским закрепился положительный образ храброго, красивого, великодушного героя, в его творческой биографии есть и другие роли - так, из ряда "благородных" ролей выбиваются "блатной" пайщик кооператива "Фауна", сын товарища Милосердова в известной комедии Эльдара Рязанова "Гараж" (на фото - кадр из фильма). Эпизодические роли Костолевский играет с удовольствием - он не воспринимает их как умаление его таланта, а видит в них возможность совершенствования своего мастерства.


© РИА Новости Киностудия "Мосфильм", 1979

Одной из сильнейших театральных ролей Игоря Костолевского стал парикмахер-лауреат по прозвищу Кинг из спектакля по пьесе Владимира Арро "Смотрите, кто пришел!" (на фото - кадр из фильма), поставленного в 1983 году Борисом Морозовым на сцене Театра имени В. Маяковского. Костолевский впервые в своей жизни сыграл героя, который притягивал своей неопределенностью. Его Кинг не был воплощением зла, хотя был далек от безупречности, он не был рыцарем без страха и упрека, хотя был готов встать на защиту добродетели. Реалистичность образа, созданного Костолевским, проявлялась в том, что его герой был одинаково чужим как для однозначно положительных героев, так и для резко отрицательных.


© РИА Новости Т. Красовская

На сцене Костолевский совершенно неузнаваем для тех, кто видел его только на экране телевизора. В театре характеры его героев отличаются глубиной и неоднозначностью, а игра - экспрессией и реалистичностью. "Он сдирал клеймо кинозвезды вместе с кожей безжалостно и мужественно, мучительно пробиваясь к сути актерского творчества и к разгадкам смысла человеческого существования. Сыграв Георга IV в "Кине IV" Григория Горина и Подколесина в "Женитьбе" Гоголя, Костолевский доказал свое владение тайнописью искусства, которое позволяет прикасаться к радости и проклятию человеческого бытия", - так говорит об актере Михаил Швыдкой.


© РИА Новости Виталий Арутюнов
На фото: сцена из спектакля театра имени Маяковского "Кин IV"

Актерский дуэт Игоря Костолевского и Анастасии Вертинской, сложившийся в фильме "Безымянная звезда" (на фото - кадр из фильма) в постановке Михаила Козакова, получился очень запоминающимся. Сюжетную линию картины представляет история одинокого молодого учителя Марина Мирою, живущего в маленьком провинциальном городке. Однажды происходит экстраординарное для этого городка событие: на железнодорожном вокзале из экспресса "Синая - Бухарест" высаживают очаровательную безбилетную пассажирку Мону, и ей ничего не остается, кроме как воспользоваться предложением Марина остаться у него.


© РИА Новости Свердловская киностудия, 1978

В последнее время Игорь Костолевский подходит к выбору ролей крайне избирательно. Однако российскому кинематографу актер предрекает хорошие времена: "Никуда фильмы о насилии не исчезнут, но появится и что-то другое. Я не знаю, на чем зиждутся мои надежды, но я в этом почти уверен. Наверное, я оптимистичный идеалист".


© РИА Новости Екатерина Чеснокова
На фото: Игорь Костолевский в роли Моцарта в сцене из спектакля "Директор театра" в постановке режиссера Дмитрия Бертмана.

проект Weekend, 9 сентября — 15 сентября
Оригинальный адрес статьи