Предложение для зрителей


EN

(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

«Кант»: обед как счастье

19 Декабря 2013

«Кант»: обед как счастье


Звезды Маяковки отобедали на глазах у зрителей.

Долгожданная премьера в Театре им. Маяковского — это исключительное удовольствие. Спектакль, полный тонкого интеллектуального юмора и нежной грусти, поставил Миндаугас Карбаускис. Одноименную пьесу написал один из лучших литовских драматургов Марюс Ивашкявичюс (московским театралам он знаком по спектаклю Римаса Туминаса «Мадагаскар»). Оригинальнейшее сценические пространство придумал классик отечественной сценографии Сергей Бархин. А роли достались звездам первой величины — Михаилу Филиппову, Игорю Костолевскому, Светлане Немоляевой и др. Смотреть на российско-литовский творческий союз в действии, нужно непременно. Три часа с хвостиком длится обед в гостиной философа Иммануила Канта. 140 зрителей сидят совсем рядом, буквально в полуметре от круглого стола, покрытого белой скатертью. Видят все детали — столовые приборы, кружево на нарядах действующих лиц, треску на блюде. Слышат каждую реплику, паузу, шепот. Так называемая архитектурная декорация — алый шестигранник (между прочим, эзотерический символ), внутри которого всё происходит, добавляет происходящему интимности и теплоты. Всё просто и почти по-домашнему. Идеями «Критики чистого разума» здесь никто никого не мучает. Кант, пока обедает с друзьями, о работе говорить запрещает. И сам выражается просто до невероятия. Он как будто наивен и мудр одновременно. Каждая реплика, произнесенная Михаилом Филипповым с интонацией великовозрастного младенца, вызывает хохот в зрительном зале (чего, например, стоит фраза «Совесть окончил, думал к любви приступать»).

Друзья (их играют Игорь Костолевский, Александр Андриенко, Виктор Запорожский и Юрией Коренев) — ему под стать. Рассуждают про то, почему стулья под ними скрипят, можно ли вытащить рыбную кость из горла силой мысли, и зачем человеку обманывать бога, выдумывая воздушный шар? Слуга Мартин (Анатолий Лобоцкий) развлекает собственной философией про «сжавшееся время» и военные подвиги. А сестры милосердия (одну из которых играет как всегда великолепная Светлана Немоляева) — требованиями отдать им бойцового петуха, который мешает спать Канту.

Непонятно как, но Карбаускис сумел в этом спектакле заставить очень больших артистов существовать на сцене вместе. Никто здесь никого не затмевает, смотришь на сцену и испытываешь редкое сегодня чувство неподдельного театрального счастья. Актеры явно наслаждаются предложенными ролями, виртуозно играют каждое мгновение интеллектуального пиршества. Органично вписались в него и совсем юная Юлия Соломатина (она играет таинственную гостью (посланница Небес?), иностранку, которая остается обедать с Кантом и компанией, а потом исчезает). И Нияз Гаджиев (его роль — комичный слуга Кауфман). У команды Маяковки получился образцово-показательный ансамблевый спектакль. А еще мистическая комедия, и ностальгическая притча, и забавная головоломка (кто такая была эта самая гостья?). Одним словом, событие, которого театралы ждали не зря.


фото Сергея Петрова  

 

Наталья Витвицкая, Vashdosug.ru

Оригинальный адрес статьи