Предложение для зрителей Маяковка — детям


EN
(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

«Кант» в Театре Маяковского

29 Января 2014

«Кант» в Театре Маяковского

Даже если вы так и не прочли «Критику чистого разума» Иммануила Канта, то уж точно слышали про «вещи в себе» (то бишь мир как он есть), недоступные разуму. Нам не дано их познать, но наш разум взаимодействует с ними (то бишь рисует себе образ мира) посредством форм созерцания и восприятия – пространства и времени. Автор пьесы «Кант» отважился проиллюстрировать сей философский труд – остроумно, хоть и не без нахальства – простыми примерами из жизни, в форме комедии. Непознаваемость мира, явления вещей, изгибы пространства и времени и т. п. являют себя в самой обыденной ситуации – на обеде у Канта.

Вас вводят в замкнутое, алого цвета пространство (снаружи – круглая шкатулка, изнутри – амфитеатр-шестигранник вокруг сервированного стола с крахмальной скатертью; крыши нет – вверху черно, космос). И вы на три с лишним часа выпадаете из времени в параллельный мир. Там как раз обедают: пятеро солидных мужей в пышных париках и камзолах жуют, выпивают и приятно, с анекдотами про дам, беседуют; про умное не говорят – мешает немецкому пищеварению. Поначалу и не подумаешь, что вот этот малость туповатый, третируемый собственным слугой господин Кант (Михаил Филиппов) совершил переворот в философии. «Господи, Господи, как приятно!» – то и дело, как из недр души, вырывается у богослова Иоганна Шульца (Игорь Костолевский). Приятности обеда не нарушат ни вторжение загадочной незнакомки (Юлия Соломатина, дебют), ни гневный визит двух монахинь (потрясающая Светлана Немоляева и Вера Панфилова, дебют), ни даже развязность непросыхающего слуги Мартина (Анатолий Лобоцкий).

Исторические персонажи поданы с большим юмором, но в то же время столь психологически достоверны, что вы буквально забываете о себе. Могучий эффект «гиперреализма», правда, вступает в некоторое противоречие со вторым актом пьесы, уводящим в абсурд, – там космос вламывается в дом. В спектакле чинность немецкого дома непоколебима, зато так сильна магия исторического правдоподобия, что вас, как в воронку, затягивает в XVIII век. Шутка ли – побывать на обеде у Канта!

Режиссер М. Карбаускис. Пространство С. Бархина. Костюмы Н.Войновой.

Елена Левинская , «Театральная афиша»

Февраль 2014 г.