Предложение для зрителей Маяковка — детям


EN
(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Кант, вербатим и «Гамлет-коллаж»

23 Сентября 2013

Кант, вербатим и «Гамлет-коллаж»

Самые интересные премьеры насыщенного театрального сезона 2013—2014

Театральная реформа, о необходимости которой так много говорили в последние два сезона, кажется, дала первые результаты. Интенсивность деятельности театров увеличилась в разы.
 

Понятно, что обновленные старые театры, то есть те, куда правительством Москвы были назначены новые руководители  («Гоголь-центр», Таганка, Маяковка), очень стараются доказать, что они взялись за дело не зря. Но и те театры, в которых перемен пока нет, как-то подобрались и тоже пытаются соответствовать. В общем — конкуренция, соревновательность и интенсификация труда.

Что еще заметно — те режиссеры, которых еще принято называть молодыми, но на самом деле вполне достигшие зрелого возраста и расцвета сил, намерены выпускать по два-три, а то и четыре спектакля в сезон (так много представители старшего поколения никогда не работали и не собираются). Очень много появляется новых имен — и это понятно, если в каждом театре нынче готовится пять-семь премьер. Неизвестные пока совсем молодые режиссеры стараются выделиться, стать заметными, поэтому в планах появились и новые формы, и новые темы.

Что из этого выйдет? Вряд ли много шедевров, но явно возрастет энергия, прибавится зрителей, появятся предпосылки  к созданию такого важного культурного феномена, как публика, возникнет диалог, театр станет более живым и активным, а там — может быть — снова станет достойным своей славы.

Все грядущие премьеры перечислить невозможно. Поэтому перечислю только то, что, по моему мнению, обещает быть интересным — из-за имени автора или режиссера, неожиданного или громкого проекта, любопытного поворота темы.

Сцена из мюзикла «Пробуждение весны» во время презентации второго сезона «Гоголь-центра»

Герои прошлого сезона

Константин Богомолов (вызвавший смятение спектаклем «Идеальный муж») в этом году в МХТ ставит «Братьев Карамазовых». В роли брата Алеши — Роза Хайруллина. Подробности держат в тайне, обещают, что будет неожиданно. Богомолова пригласил на постановку и Марк Захаров, но они так и не решили, что именно в «Ленкоме» сможет поставить новый бунтарь и хулиган российской сцены — речь, кажется, шла о современной прозе, но, как сказал Марк Захаров, не сошлись с писателями в вопросах об авторских правах и границах режиссерского вмешательства.

Что касается самого МХТ, то там еще много всего. Например, моноспектакль Константина Хабенского по пьесе Зюскинда «Контрабас» и новая версия хита Владимира Машкова «№13».

Юрий Бутусов (его прошлогодний спектакль «Добрый человек из Сезуана» в Пушкинском имел невероятный успех) ставит в «Сатириконе» «Отелло». И еще — уже в Питере, в Театре Ленсовета, где он является художественным руководителем, — «Три сестры» Чехова и «Кафе Weill», спектакль-концерт по текстам Брехта и музыке Вайля.

Кирилл Серебренников начнет сезон в «Гоголь-центре» премьерой современного американского рок-мюзикла Данкана Шейка «Пробуждение весны» по мотивам пьесы немецкого драматурга рубежа XIX—XX веков Франка Ведекинда — о сексуальности подростков. С 2006 года, когда мюзикл был впервые сыгран на Бродвее, его поставили уже по всему миру, а музыка получила премию «Грэмми».

А к концу сезона Серебренников поставит  поэму Гоголя «Мертвые души», где всех персонажей, включая Коробочку, будут играть мужчины, монологи персонажей станут зонгами, а музыку пишет композитор Александр Маноцков.

Помимо постановок самого руководителя, «Гоголь-центр» представит еще с десяток премьер, начиная с постановки советских киносценариев молодыми режиссерами и заканчивая «Гамлетом», которого будет ставить французский режиссер Давид Бобе (он уже ставил в «Седьмой студии» спектакль «Метаморфозы»).

Миндаугас Карбаускис сделает два спектакля на перестроенной малой сцене Маяковки на Сретенке. Один — по остроумной пьесе Марюса Ивашкявичюса «Кант», где есть и сам Кант, и его слуга, и случайные гости, а роли исполняют Михаил Филиппов, Игорь Костолевский, Анатолий Лобоцкий, Светлана Немоляева. Другой — не менее философский — «Декалог» по пьесе молодого драматурга Саши Денисовой про десять заповедей. Оформляет оба спектакля Сергей Бархин. Всего же в порученном Карбаускису театре состоится девять премьер.

Другой заслуженный литовец Москвы, художественный руководитель Театра Вахтангова Римас Туминас планирует к январю выпустить спектакль «Улыбнись нам, Господи!»  по роману Григория  Кановича — о литовских евреях времен Второй мировой. В Вахтанговском тоже много планов — от детского спектакля «Кот в сапогах» до бенефисного выступления Владимира Этуша в пьесе Виктора Шендеровича «Потерпевший Гольдинер».

Сцена из спектакля Дмитрия Волкострелова

Юбиляры

Таганке в этом году — 50 лет. Группа молодых театральных деятелей под руководством самого пока радикального режиссера нового поколенияДмитрия Волкострелова собирается отметить юбилей рядом необычных представлений. Главной темой станет история театра, главной техникой — вербатим, то есть работа со свидетелями и документами.

Театр имени Пушкина отметит 100-летие Камерного театра, своего трагически уничтоженного в 50-е годы предшественника в здании на Тверском бульваре. Молодой режиссер Тимофей Кулибин по случаю юбилея ставит спектакль «Машиналь» с Александрой Урсуляк, реплику знаменитого спектакля Таирова с Алисой Коонен. Главный режиссер  театраЕвгений Писарев к весне выпустит «Безумный день, или Женитьбу Фигаро».

Ну а Доклан Донеллан, известный английский режиссер, любитель России и русского театра, поставит там «Мера за меру» Шекспира.

На открытии сезона в Центре имени Вс. Мейерхольда

Нестандартные пространства

Театр Наций уже показал первую премьеру сезона — спектакль Дмитрия Волкострелова по пьесе Павла Пряжко «Три дня в аду». Нежная лиричнейшая пьеса про жизнь в городе Минске (на самом деле — или в Брянске, Королеве, в Капотне, все равно) поставлена в стиле перформанса: три палатки, три варианта рассадки, но всюду вы видите одно и то же: слоняются два мужика, деньги считают, стаканы протирают, присаживаются, встают, рассыпают картошку. А в это время десяток голосов произносит текст: про цены, про остановки, про мелочи всякие. Монотонная, размеренная жизнь, всегда одинаковая, нерадостная. По ночам — три дня все-таки — идет дождь: стучат капли по палатке, где герой проходит лечение от алкоголизма. 

Худрук Театра Наций и один из лучших российских артистов Евгений Миронов в этом сезоне сыграет в спектакле одного из лучших режиссеров мира, Робера Лепажа, «Гамлет-коллаж».

В театре «Практика», куда пришел новый худрук Иван Вырыпаев, тоже много всего необычного. Сам Вырыпаев обещает познакомить Москву со своим кумиром, автором теории интегральной философии.  Он поставит на сцене книгу современного американского философа Кена Уилбера, на которую первым в мире получил разрешение. Кто такой Уилбер? Иван Вырыпаев объясняет так: «Я уже давно как-то выяснил, что многие вообще не знают, кто такой Кен Уилбер. Ну вот, чтобы было понятно: Кант, Юнг, Хайдеггер, Кен Уилбер».

Центр имени Мейерхольда, который недавно возглавил Виктор Рыжаков, открывает в новом сезоне Детский ЦИМ, где будут показывать нестандартные спектакли для детей и взрослых. Также ЦИМ готовит совместные с другими театрами постановки современных пьес, среди которых «Маскарад. Маскарад» — версия лермонтовской пьесы, сочиненная и поставленная Михаилом Угаровым, «Пьяные» Ивана Вырыпаева в режиссуре Виктора Рыжакова и «Травоядные» режиссера Талгата Баталова по пьесе Максима Курочкина.

Спектакль Мейерхольда «Маскарад» по драме М.Ю. Лермонтова пытается воссоздать Валерий Фокин

Петербургские премьеры

В Питере тоже театр не дремлет. Кадровые назначения в духе обновления привели к изменениям в театральном ландшафте, но и старые кумиры на месте.

Новый худрук БДТ Андрей Могучий в ноябре покажет «Алису в Стране чудес» с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили.

В Александринке Валерий Фокин попытается воссоздать знаменитый спектакль Мейерхольда «Маскарад» Лермонтова, сразу после премьеры которого в 1917 году началась Октябрьская революция. Посвящается юбилеям Лермонтова (200 лет в 2014 году) и Мейерхольда (140).

Андрей Жолдак там же ставит «Трех сестер» — узнать их будет непросто.

Ну а Лев Додин поставит «Вишневый сад». В ролях: Раневская — Ксения Раппопорт, Лопахин — Данила Козловский, Варя — Елизавета Боярская.


Алена Солнцева / Московские новости / 23.09.2013

Оригинальный адрес стаьи