Предложение для зрителей Маяковка — детям


EN
(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Ханох Левин «На чемоданах»

7 Мая 2012

Ханох Левин «На чемоданах»

«Вот наступит лето, отпуск, и начнется настоящая жизнь!» - частенько говорим мы сами себе. Иногда от этой самой «настоящей жизни» нас может отделять любая досадная мелочь: плохой начальник, дурной характер тетушки или даже лишние 3 килограмма веса. И вот осталось только дождаться, потерпеть, пережить серое, обыденное «сейчас», и наступит завтра, которое будет лучше, чем сегодня. Только вот наступит ли это счастливое «завтра»?

Герои пьесы «На чемоданах» все до одного ждут окончания трудных времен и наступления настоящего счастья. Белла ждёт прекрасного принца, её мать Бьянка всю жизнь мечтает начать играть в бридж, Эльханан собирается уехать в Швейцарию, а семейства Цхори и Глобчик уверены, что от полной семейной гармонии их отделяет только квартирный вопрос.

Но все они так увлеченно и старательно страдают ради прекрасного будущего, что оно уже не может настать для них. Получается, что вся жизнь – мучительный фарс, и единственное избавление – смерть, которая должна быть светлой и приносящей облегчение. Жизнь так монотонна, что только похороны и способны остановить на себе взгляд зрителя. «Комедия в восьми похоронах» соткана из мелких эпизодов в шести разных семьях. Герои обыденно пересекаются друг с другом на улице, за обедом, на автобусной остановке, в ночном клубе. Дни и месяцы совершенно незаметно проходят сквозь пальцы. Приостановить размеренно-бессмысленный ход  времени могут похороны, где все герои встречаются вместе и ужасаются, что о них нечего сказать, кроме «Геня Гелернтер, сегодня мы прощаемся с тобой». Время течет неумолимо, но на удивление ничего не изменяет. За время пьесы Цилла успевает родить нескольких малышей, Зиги решается уехать из родного дома и возвращается в полном разочаровании, но у зрителя иногда возникает вопрос: Что же это за город, где каждый день похороны?»

Постановка Александра Коручекова не содержит никаких лишних деталей. Только чистое актерское мастерство и минимум реквизита. Черный задник-киноэкран, на котором проецируются названия места действия: «дом Хофштаттеров», «Автобусная остановка, рассвет» и ряд одинаковых кресел призваны подчеркнуть то, что героям не интересны их время и окружающее пространство. Тем не менее, московская постановка комедии о похоронах проникнута невероятно мягким и теплым оптимизмом: всех покойников  прямо на сцене ждёт светлое будущее. Каждый после своих похорон, переодевшись в призрачно-белое, освобождается от своей жизни и проходит последний раз по сцене с такой беспечной легкостью, что ни одного из них не хочется жалеть. Сценарист и режиссер очень любят всех  своих несчастных героев и хотят подарить им счастье в том виде, в котором они сами смогут его понять. Поэтому самым активным дается шанс улучшить свою судьбу, а тем, кто не готов таким шансом воспользоваться – всё равно предстоит светлое воздушное место, полное покоя и радости.

Пьеса «Пакуйте чемоданы» израильского классика Ханоха Левина была впервые поставлена в Тель-Авиве в 1983 году. И только через 30 лет российский театр дорос до этой пьесы. Если бы цензура Перестройки допустила такую постановку, то получилась бы комедия «из их жизни». Сейчас «На чемоданах»  воспринимается как траги-фарс о современных людях и их проблемах, никак не зависящих от национальности и поколения. Наверно, каждый сможет увидеть в персонажах пьесы кого-то из старых знакомых. Замученный  женой и взрослыми дочерями Шабтай, ветреная Нина и её сестра старая дева Белла, сумрачная Геня, посвятившая свою жизнь печальной любви к покойному мужу… наверняка все они живут где-то неподалеку. Гораздо страшнее увидеть в ком-то из персонажей Левина самого себя. Ну а вдруг счастливое будущее еще настанет?

Екатерина Чудакова, The Poison Magazine, thepoisonmag.ru/art/item/khanokh-levin-na-chemodanakh