«Декалог»
Модные сегодня спектакли-бродилки больше развлекают зрителя, чем заставляют его думать и сопереживать. «Декалог», которым открылась отремонтированная «Сцена на Сретенке», — первая попытка сделать что-то серьезное. В основе трехчасовой постановки (она идет без антракта) — реальные человеческие судьбы, «иллюстрирующие» нарушение десяти заповедей.
Правдивые истории и воспоминания жителей Сретенки записывали актеры Маяковки, драматург Саша Денисова их «оформила», а режиссер Никита Кобелев превратил в полноценный спектакль. Зрителей водят от сцене к сцене — самостоятельный маршрут здесь невозможен. Первое, что бросается в глаза, — современные герои соседствуют с историческими. Тут вам и альтернативная молодежь, и капризные актрисы, и красные комиссары, и Чехов, и проститутки, есть даже Петр Первый с Медеей.
Формально главная история — спор между бабушкой и внучкой, живущих сегодня (бабушка с нежностью и горечью вспоминает историю Сретенки, а внучка всеми правдами и неправдами старается убедить ее переехать и продать «элитную жилплощадь» подороже). Фактически же зритель видит 10 маленьких спектаклей, сыгранных в абсолютно разных жанрах — от гротеска до трагедии. К примеру, история с фальшивой истерикой актрисы, готовой крушить мебель, лишь бы режиссер разрешил ей не играть в субботу, — просто милый веселый скетч. Эпизод с допросом на Лубянке, в результате которого одна подруга предала другую, — душераздирающая драма. Сюжет о «реальном пацане», убившем человека только за то, что тот ему наступил на ногу в метро, — трагедия.
Каждая из этих сцен отсылает внимательного зрителя к заповедям: не убий, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, помни день субботний, чтобы святить его, и др. Но никакого дидактизма и выводов, похожих на приговор. «Декалог» — легкий, без пяти минут студенческий спектакль (в нем занята почти вся молодежь труппы). Кобелев и Денисова обошлись без сложных декораций и костюмов. Два-триедва заметных штриха — и вот уже гардероб театра стал похож на старую советскую кухню (зрителей угощают здесь чаем), а холл между этажами — на тюремную камеру. Отдельного упоминания стоит музыка — саундтрек из джармушевских фильмов-шедевров плюс живое выступление группы Fire Granny в финале.
Все это, конечно, весело и стильно, но, по правде говоря, не очень обязательно. Главных плюсов у этого обаятельного, но сумбурного спектакля всего два: мало где еще истории современных грешников разыграны безо всякого пафоса и в такой близости от зрителя, плюс это уникальная возможность увидеть новое театральное пространство целиком — «Декалог» идет на всех этажах и во всех помещениях театра.
Наталья Витвицкая, «Ваш Досуг»
Оригинальный адрес статьи