Предложение для зрителей Маяковка — детям


EN
(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Купидон летит в эфире

2 Апреля 2009

Купидон летит в эфире

Видимо, непростые жизненные ситуации, в которых мы все вместе оказались, спровоцировали ряд столичных театров временно отключиться от анализа современных реалий. И отправиться в российскую историческую глубинку, стряхнув пыль с архивных драматургических залежей. Так, в "Сфере" вытащили на свет божий "шуто-трагедию" Ивана Крылова "Подщипа", кажется, так и не познавшую сценической истории. В "Эрмитаже" заинтересовались творчеством и судьбой автора "Ябеды" Василия Капниста. В Театре имени Вл.Маяковского вспомнили о том, что Денис Фонвизин написал не только знаменитого "Недоросля", но и "Бригадира" - комедию, нашим современникам известную крайне мало.

Не обошлось, конечно, без современной адаптации, но крайне грамотной и аккуратной. Авторами нового либретто выступили Юлий Ким и Леонид Эйдлин. Все же новации свелись в основном к написанию вставных стихотворных текстов, которые в спектакле стали ариями, дуэтами и речитативами. Фонвизинский же текст разве что малость подкорректирован и избавлен от совсем уж режущих современное ухо архаизмов. В целом же "Бригадир" - это ни в коем случае не новая версия пьесы, не парафраз на ее сюжет, а самый настоящий оригинал. Впрочем, деяние Кима и Эйдлина было изначально предназначено для кино, но с фильмом, увы, не сложилось.

Театр, кстати, какое-то время экспериментировал с названием нового спектакля, которое первоначально звучало как "Амуры в снегу", после чего в него вписался и собственно "Бригадир". Старомодное же словечко "амур" меж тем несет здесь явную смысловую нагрузку, причем в разных своих значениях. И спектакль получился в основном про "амурные" похождения всех действующих лиц без исключения. И "амурчиками" украшены жилища. Да и вообще, это понятие напрямую отсылает ко второй половине галантного ХVIII столетия, когда и была написана эта пьеса Фонвизина.

Молодой режиссер Екатерина Гранитова, недавняя выпускница мастерской Леонида Хейфеца в Российской академии театрального искусства, с "Бригадиром" связана уже давно и тесными творческими узами, еще со студенческих времен. Потом же ей доверили поставить эту пьесу в Эстонии, на большой сцене. Теперь вот возник Театр имени Маяковского, где она уже успела поработать над спектаклем "Шестеро любимых". И надо сказать, что студенческий кураж из этой ее новой постановки не исчез, зато исчезла просветительская назидательность, свойственная той драматургической эпохе по определению. Комедия нравов сменила ориентацию и стала задорной и легкомысленной комедией положений. К тому же еще и музыкальной, потому что работа композитора Григория Ауэрбаха здесь куда как весома. Разножанровые и разнохарактерные музыкальные номера теснят друг друга: то прольется жалостный невестин плач, то жеманно запоют дуэтом "амурничающие" парочки, то раздастся комедийный речитатив и так далее, до самого финала. И, в общем-то, сами нравы от всего этого легкомыслия отнюдь не страдают, подчиняясь заповеди: развлекая, поучать.

Сценограф и художник по костюмам Ирина Ютанина сочинила для этого музыкально-комедийного действа замечательное игровое пространство. Весьма стильное, "заснеженное", с игрушечным домиком, горками, скатываясь с которых, персонажи являют себя публике, клавикордами в углу и зимней панорамой на заднике. И уж, понятное дело, коль речь идет и о зиме, и о России, то и щеголять здесь придется в валенках, тулупах, да пуховых платках. До поры, конечно.

Антуражем порхают три крепостные девицы (О.Ергина, Ю.Самойленко и А.Цветанович), да слуга Тришка (В.Мистюков). То изобразят вышеупомянутых "амуров", то споют-спляшут, то займутся своими прямыми обязанностями по обслуживанию господ. А те-то, конечно же, "типы", но сколь колоритные. Грубоватый и скорый на руку Бригадир (В.Довженко) с бой-бабой Бригадиршей (О.Киселева) и утонченно-придурочным сыночком Иваном (В.Гребенников). Ловелас Советник (Р.Калькаев), его жеманная супруга, начитавшаяся французских романов (З.Кайдановская), и сомнамбулическая дочь Софья (М. Фортунатова). Плюс положительный во всех отношениях учитель с говорящей фамилией Добролюбов (А.Фатеев), по совместительству возлюбленный Софьи.

Собравшись все вместе, чтобы сосватать детей, герои наши меж тем поглощены совсем другими, "амурными" забавами. Давно сложившиеся супружеские пары враз перепутались по внезапно возникшим новым сердечным склонностям. Но на этом задорном молодежном спектакле интереснее наблюдать даже не за тем, что происходит на сцене, но как это делается. А тут уж режиссерская фантазия Екатерины Гранитовой развернулась во всей красе.

Век франкомании выплескивается в безудержном грассировании и немилосердном искажении "родной" французской речи. Но даже слуга Тришка - Мистюков может служить толмачом для публики. Хотите услышать комическую оперу - пожалуйста, герои заголосят на славу. Опера сменяется фарсово-балаганными фортелями, где, кажется, только Петрушки не хватает. К тому же все постоянно дурачатся, подобно играющим детям: то язык покажут, то подножку подставят. Комедианты, да и только.

Другое дело, что подобные вещи можно заманчиво заявить, но исполнить из рук вон плохо. Примеры случались. Чаша сия молодых актеров Театра имени Маяковского, по счастью, миновала. Они прекрасно поют (а кое-кому, вроде А.Фатеева - Добролюбова, хоть в настоящую оперу поступай). Движутся легко и не без грации (а тут уж стоит отметить балетмейстера Ф.Черкасова и концертмейстера А.Браже). И вообще, понимают, зачем и для чего они здесь собрались, не теряя притом коллективных сценических ощущений. Это действо смотрится на удивление легко и не теряет своей оригинальности, несмотря на то, что к игровым и музыкальным спектаклям этот театр нас давно уже приучил.


Ирина АЛПАТОВА
«Культура» №13 (7676) 2-8 апреля 2009г.