Предложение для зрителей


EN

(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

«Лакейская» в Маяковке: почему нельзя злить тех, кто приносит еду

26 Ноября 2013

«Лакейская» в Маяковке: почему нельзя злить тех, кто приносит еду

Корреспондент «ВМ» побывал на премьере «Лакейской» в Театре им. Вл. Маяковского.

Свое видение маленькой пьесы Гоголя представил актер и режиссер Григорий Добрыгин, известный по ролям в фильмах «Как я провел этим летом» и «Черная молния».

Крохотная пьеска Гоголя из цикла "Владимир III степени", задуманного писателем как картина "разных слоёв и сфер русского общества, в постановке молодого актера и режиссера Григория Добрыгина превратилась в спектакль про тех, кто носит чай, подает чулки, возит, стирает, кажется несуществующим и само собой разумеющимся – и от того еще более необходимым.
Гоголевских лакеев Добрыгин поселил в огромный шкаф-купе во всю стену репетиционного зала № 2. Там лакеи спят, общаются, занимаются любовью. Впрочем, там же обитает и их барин, Федор Федорович.

Существуют герои в некой временной эклектике: Лакей Григорий смотрит на горящий огонь на айпаде (на который, как и на работающего человека, можно смотреть бесконечно), протирает шкаф, рисуя пенкой из баллончика на нем сердце, звонит в колокольчик и разговаривает по телефону начала 20-го, но сочетание атрибутов разных времен не режет глаз, а кажется органичным.

Классика, обрамленная современностью, не контрастирует с ней, а соединяется, создавая мир лакеев – гоголевских и сегодняшних, маленьких людей, которые чувствуют свою власть над людьми немаленькими. Артисты (студенты курса Олега Кудряшова в РАТИ-ГИТИС) существуют внутри и на фоне тяжелого шкафа по-кудряшовски легко и обаятельно, мелкими штрихами взглядов, полуулыбок, тонких движений рисуя портрет лакеев.

Не обошлось в спектакле и без доли студенческого хулиганства: то сам писатель в исполнении критика Николая Бермана ворвется на сцену, то герои представят свою версию нетипичной программной Руси-тройки. При этом между Гоголем и вербатимом, собранным «кудряшами» из монологов лакеев современных: водителя, официантов, повара, сотрудника фейсконтролля, танцора в клубе, прочерчена довольно четко.

«Мы забыли заказать, еще!», - и ты бежишь обратно. А у меня уже вены на ногах выступают»
«Никогда не ругайтесь с тем, кто несет вам еду, только он наверняка знает, что вы будете есть»
«Вообще я спокойный человек, но когда сильно доведет…Знаете, он опаздывает, а я просто везу его самой длинной дорогой…»

Уже не гоголевские лакеи, а герои дня сегодняшнего смотрят в зал: устало, с вызовом, успокоено….

В финале лакей Григорий протирает ручку входной двери –с тем же невозмутимым видом, с которым тер ее в начале спектакля. Так, как тер бы в веке 19-ом и так же, как трет в веке 21-ом. Композиция закольцовывается, все возвращается на круги своя. И сквозь гоголевскую веселость проступает какая-то хоть и легкая, но все же тоска.

- Гоголь писал, что цензура не позволяет дописать это произведение, - рассказывает Григорий Добрыгин, режиссер постановки. Поэтому мы дописали спектакль, но все-таки отделили текст современный от текста Гоголя. Хотелось понять больше про этих людей, и их монологи мы собирали в барах, в кафе, из интервью с реальными людьми. А выводы – пусть делает сам зритель.


Елена Смородинова, «Вечерняя Москва»


КСТАТИ

В театре им. Вл. Маяковского репетиционный зал под номером 2 переоборудовали под детскую площадку. Там будут показывать спектакли, поставленные студентами РАТИ-ГИТИСа. И если работа понравится зрителям, она войдет в постоянный репертуар.

СПРАВКА "ВМ"

Григорий Добрыгин – выпускник актерской группы режиссерского факультета РАТИ-ГИТИС (мастерская О.Кудряшова), студент режиссерской группы режиссерского факультета РАТИ–ГИТИС (мастерская О.Кудряшова). Лауреат «Кинотавра» за короткометражку «Измена» и обладатель «Серебряного медведя» Берлинского фестиваля.


Оригинальный адрес статьи

Подробнее:http://www.vmdaily.ru/news/2013/11/26/lakejskaya-v-mayakovke-pochemu-nelzya-zlit-teh-kto-prinosit-edu-224503.html