Предложение для зрителей


EN

(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Маяковка ставит спектакль о Маяковском

23 Декабря 2011

Маяковка ставит спектакль о Маяковском

Белые стены, хрустальная люстра, три венских стула, обшарпанный чемодан… «Двенадцать квадратных аршин жилья. Четверо в помещении — Лиля, Ося, я и собака Щеник». Так теперь повелось не только в поэме «Хорошо», но и на сцене. В театре им. Вл. Маяковского репетируют спектакль о биографии великого поэта «Маяковский идет за сахаром».

До премьеры — считаные дни. Актеры, уже сроднившиеся с ролями, уточняют мизансцены, отрабатывают нюансы интонаций. За режиссерским столиком — недавний выпускник ГИТИСа Алексей Кузмин-Тарасов. Рядом — автор пьесы Саша Денисова и художница Полина Гришина (сокурсница постановщика по совместной мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, вместе учивших режиссеров и сценографов).

— Здесь будет зэтэмэ? — раздается откуда-то сверху.

— Нужно сговориться по репликам, — отвечает постановщик.

Таинственные «зэтэмэ» (затемнения) необходимы для смены эпизодов, пространств и времен. Сцены про прошлое перебиваются настоящим. Двое ведущих не без иронии отстраняются от происходящего. Один размышляет о величии Маяковского, другой пытается соотнести драмы и переживания поэта со своим личным опытом.

Первый комментатор — актер Всеволод Макаров предстает еще и чекистом Яковом Аграновым. Второй — Игорь Мазепа — игриво перевоплощается во Всеволода Мейерхольда. Сергею Быстрову досталось шесть ролей (Бурлюк, Хлебников, Брик, Шкловский, Керженцев, Пастернак), Татьяне Волковой — семь, причем не только женских (от домработницы Аннушки до Зинаиды Райх), но и мужских — художников Черемных и Митурича.

Зато роль Лили Брик разделили на двоих. Молодой ее играет Мария Фортунатова. Пожилой дамой, вспоминающей былое, — народная артистка России Галина Анисимова, усилившая своим авторитетом молодежную команду спектакля. Заглавная роль доверена Владимиру Гуськову, явно похожему на Маяковского внешне.

Но для режиссера Алексея Кузмина-Тарасова портретное сходство актеров и персонажей не имело значения.

— Я хотел поставить игру в то время. Мы не можем воссоздать точно ситуации прошлого. Только попробовать их представить, — поясняет режиссер «Известиям». 

От обилия знаменитых имен, включенных в пьесу Денисовой, может закружится голова. Но актеры — практически ровесники своих персонажей — сбивают «хрестоматийный глянец», играют живых людей. Смешных, нелепых, трогательных в одних ситуациях, героически настроенных или трагически обреченных в других. Судьбу поэта не свести к единому центру. Но спектаклю необходима кульминация.

— Мне важна искренность его финала, — признается режиссер. — Маяковский ушел из жизни, понимая, что вокруг творится что-то не то. В нем была искренность искусства, которой очень не хватает именно сегодня. Он понял, что никому больше не нужен, что работает не на то, что, наверное, исписался и его не принимают. В нашем спектакле актер Игорь Мазепа от лица ведущего говорит о своем друге, в какой-то момент поверившем в Бога. У Маяковского тоже был такой выбор. Но не произошло.

В финале последняя любовь поэта Нора Полонская (ее играет Дарья Хорошилова) укутывает возлюбленного в белое полотнище. То ли в саван наряжает, то ли младенца пеленает. Настоящий театр не минуют многозначные метафоры, даже если спектакль основан на подлинных документах и научных исследованиях.

Малобюджетная постановка на малой сцене Маяковки — экспериментальный проект, продвигающий молодых режиссеров. Программу придумал Миндаугас Карбаускис, недавно ставший художественным руководителем театра. Постановки спектаклей о человеке, чье имя не одно десятилетие носит центральный московский театр, стали первым заданием новичкам. 

Елена Губайдуллина

Известия. Неделя, 23 декабря 2011 г.