Предложение для зрителей Маяковка — детям


EN
(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

"Маяковский идет за сахаром": современным поэтам посвящается

10 Января 2012

"Маяковский идет за сахаром": современным поэтам посвящается

Саша Денисова, без сомнения, любопытный автор. После успешного проекта «Зажги мой огонь» в Театре.doc только ленивый не пошел смотреть «что она еще напридумывала».


А придумала Саша много хорошего. Из-под ее пера вышла современная сказка про поэта, давшего имя театру, а заодно про его друзей и любовниц. Зритель может разок взглянуть в замочную скважину — и увидеть там не забронзовевшие фигуры школьных поэтов, а живых и трогательных мечтателей, их жизнь, ошибки и трагичный конец. Перед нами — безбашенная молодость не только самого Маяковского и его Лили, но и Хлебникова, Шкловского, Полонской, Мейерхольда. Легким штрихом прописаны также роли Зинаиды Райх, художника Митурича, чекиста Якова Агранова.

Пестрое и малознакомое многолюдье сыграно жадно. Совсем молодые актеры «Маяковки» под чутким руководством столь же молодого режиссера Алексея Кузмина-Тарасова с пылким бесстрашием смешивают на ходу придуманные реплики своих героев с документальными, необязательные репетиционнные диалоги со вступлениями конферансье. Каша заварена нешуточная, но вкусная. К удаче театра, который с приходом нового худрука получил, наконец, шанс выкарабкаться из болезненного уныния.

Житейское в судьбах поэтов проступает отчетливо, отрицая сведения из школьных учебников. Здесь нет хороших и плохих , нет недомолвок от тройственном союзе Маяковского с Бриками, нет умолчаний о гонениях. Власть этом спектакле показана честно — безо всяких перекосов. Она не злая — она «якобы добрая». В этой принципиальной разнице колоссальный заряд убедительности. Маяковский (отличная работа Владимира Гуськова), действительно щенок (так ласково звала его Брик), он искренно сбегает от одной любовнице к другой, искренно страдает, когда его «отлучает от себя» Лиля. Упоительная страстность мальчишки характерна для него так же, как усталая загнанность оказавшегося лишним поэта. Маяковский страдал за им же созданный ЛЕФ, сам же ЛЕФ предал и позже погиб, не выдержав советской безжалостной критики. И все же в этом спектакле он скорее недолюбленный юнец, чем гений, не переживший отсутствия признания. Живой человек с пронзительной болью в сердце. Его клятвы в вечной дружбе, восторг перед ниспровержением кумиров — как все это трогательно и нелепо.

Молодой пафос постановки уравновешивает точная (на грани гениальности) игра театральной примы 80-летней Галины Анисимовой. Она играет Лилю Брик в старости. Благодаря ей спектакль балансирует между юношеской истерикой и зрелым всепониманием.

Закономерный вопрос — при чем здесь сахар? Он выступает здесь символом неподдельной искренности поэта. Маяковский ушел за «сахаром» (Идеей равной Мечте) и не вернулся. Зрителям, посмотревшим спектакль, возможно, удастся ответить на вопрос: нужно ли им сладкое, когда не подано даже первое блюдо?

Наталья Витвицкая, Vashdosug.ru