Предложение для зрителей


EN

(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Мельпомена по понятиям

29 Июля 2013

Мельпомена по понятиям

«МК» подводит театральные итоги сезона
Закатился, точно раскаленное солнце, очередной театральный сезон. Непростой, страшный, с редкими всполохами добра. Разочарований больше, чем надежд. Подлости больше, чем доблести. Ложь загрызла правду. С него начинается отсчет новой российской театральной летописи. Отсчет бессовестности, цинизма и запредельной нескромности. Хотя сам театр пока этого не осознает. «МК» восстанавливает хронику событий.    
        
В Театре имени Гоголя режиссер Сергей Яшин открывает сезон, объявляет планы, а на следующий день его освобождают от занимаемой должности, и худруком театра становится Кирилл Серебренников. Артисты, при поддержке возмущенной общественности, яростно протестуют, митингуют, бойкотируют радикального назначенца. Ситуация в театре взрывоопасная, отношения непримиримые. Подключаются депутаты, Мосгордума, профсоюзы. Крик. Проклятия. Агрессия, доходящая до ненависти. Серебренникова называют разрушителем.
Из тех, кто кричит, борется и подписывает против Серебренникова письма во всевозможные инстанции, никто, так же, как и он сам, не представляет, что уже через каких-то шесть-семь месяцев ситуация перевернется на 180 градусов, и заклятые враги станут соратниками.

А В ЭТО ВРЕМЯ:
Олег Меньшиков заканчивает ремонт обветшалого помещения Театра имени Ермоловой. Практически не выходит из театра, контролирует процесс и разве что сам не красит стены и не кладет плитку в туалете вместе с рабочими. Возвращает в театр Марию Ермолову: отныне изображение великой актрисы проецируется на сценический занавес. Его называют строителем, вкладывая в это понятие больше смысла, чем принято.
Но, одолев стройку в рекордные сроки, Меньшиков не предполагает, какие трудности ждут его на художественном пути: с труппой, репертуаром, развитием. Он впадает в отчаяние, жалеет, что поменял свое дело (Театральное товарищество 814) на государственное, будет близок к расставанию с театром, но от ответственности, взятой на себя за людей, все же не откажется.

В СТОРОНЕ ОТ МОСКВЫ:
В Саратове горит самый первый в мире театр юного зрителя — ТЮЗ имени Киселева. Пожар начинается на крыше старого здания прямо во время дневного спектакля, и только чудом никто из детей не пострадает. Пожару предшествует длительная борьба за старое помещение ТЮЗа: местные власти хотят его забрать, директор театра Валерий Райков сопротивляется. Дальнейшие события развиваются по знакомой схеме: пожар, директор уволен. Нет директора — нет проблемы.

ПАРАЛЛЕЛЬНО:
Департамент культуры Москвы довольно жестко продолжает новую политику в области театра: меняют руководителей, предпринята попытка объединить несколько маленьких театров в общую дирекцию, что, естественно, увеличивает ряды заслуженно и незаслуженно обиженных, вызывает недовольство.

МЕЖДУ ТЕМ:
В Театре имени Маяковского происходит событие, которое на фоне всеобщего невроза, кажется, проходит незаметно: молодой режиссер Никита Кобелев ставит спектакль «Любовь людей» по пьесе молодого же драматурга из Минска Дмитрия Богославского. Спектакль получается высшей пробы, но значение его оценят со временем.

Этой постановкой Маяковка отвечает на несколько дискуссионных вопросов: во-первых, русский психологический театр жив и под силу новому поколению режиссеров. А во-вторых, миссия по спасению целого поколения актеров самого продуктивного возраста — от 40 до 50 (когда уже есть опыт и еще есть силы) выполнима. Подумать о человеке — это что-то невозможное для российской ментальности с ее геополитическими и высокохудожественными амбициями, для которых человек (в данном случае — актер) — всего-навсего инструмент.

В ЭТО САМОЕ ВРЕМЯ:
Юрий Любимов, выгнанный полтора года назад своими же артистами из собственного театра, впадает в кому и... вырывается из ее смертельных объятий. Факт невероятный, но очевидный: в возрасте без пяти 100 с того света никто не возвращался. Через полгода режиссер удивит всех еще больше, когда вернется к работе над масштабным полотном в Большом театре — исторической опере «Князь Игорь». А в начале июня покажет премьеру.

ЧУТЬ ПОЗЖЕ:
Заменивший Любимова на посту худрука Таганки Валерий Золотухин внезапно заболеет, впадет в кому и из нее не выйдет. В театре же начинается борьба за власть, впрочем, не прекращающаяся с момента отставки Любимова. Старый художник уже не опасен, новый — тем более. Внутри — раздрай, смута и некрасивые поступки: Золотухин еще жив, а часть артистов уже хлопочет о новом руководителе, которым... можно руководить. Прав Леонид Филатов, артист с чувством редкого достоинства, когда-то назвавший свою повесть «Сукины дети»!!!

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ:
В Художественном театре режиссер Константин Богомолов предъявляет публике своего «Идеального мужа» — глобально перелицованного Оскара Уайльда. Пересаженный на российско-советскую почву шедевр лондонского эстета, хотя и неоправданно длинноват (четыре часа), все же впечатляет критикой существующего режима. Режим пока позволяет себя критиковать, хотя у МХТ возникают проблемы.

В ДОЛГОЖДАННЫЙ ДЕНЬ:
17 января величайшему реформатору Константину Станиславскому, посадившему главное театральное «дерево» России — Московский художественный театр, — разросшееся по миру причудливыми побегами, исполнилось 150 лет. И именно вечером этого дня, сразу после торжеств, худруку балета Большого театра Сергею Филину у его дома едва не выжгли глаза соляной кислотой. Государственно важный форпост культуры, приличий и хорошего вкуса криминализируется — как политика, бизнес и прочие структуры общества. А балет как самый изящный вид искусства, судя по случаю с Филиным, — с особой жестокостью: просто кислота в лицо.

ВСКОРЕ:
В Драматическом театре имени Станиславского, отличившемся в последнее десятилетие редкой прожорливостью худруков, очередному — Валерию Беляковичу — выкалывают глаза. К счастью, не живые, на лице этого сильного мужчины, а фотографические — на снимке, что висит за кулисами. То, что до случая с Филиным выглядело детской шкодливостью, после него — серьезное предупреждение. И как должен после этого чувствовать себя Борис Юхананов, который «на новенького» пришел в театр? Что ему выколют или отрежут?..

В СТУДЕНУЮ ЗИМНЮЮ ПОРУ:
Театр Вахтангова выпускает «Евгения Онегина». Энциклопедия русской жизни, за которую многие художники боятся браться, поражает печальной красотой и чем-то необъяснимым, что царапает невидимым коготком душу: то до сладкой истомы, то до крови. Простота с величием тут идут рука об руку — без агрессии, без ущемления прав друг друга. В чем секрет успеха театра, который, кстати, еще недавно лихорадило? В том, что у руля театра — иностранец, ментальность которого не заражена отрицательной энергией? Не исключено, что придется звать на царство талантливых варягов.

В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ:
В Гоголь-центре появляется спектакль «Митина любовь». Молодой режиссер из Риги Владислав Насташев поставил рассказ Бунина на двух актеров. Соединение психологического театра и радикальной, небезопасной для здоровья артистов формы дает удивительный результат.

ПАРАЛЛЕЛЬНО:
Фестиваль имени Чехова в течение двух месяцев на разных площадках Москвы неизменно собирает публику. Что радует: интерес к театру не падает. Дирекция пытается показать европейских звезд провинциальной России — сталкивается с большими трудностями.

В САМОМ КОНЦЕ:
Внезапно от работы освобождают директора Большого театра Анатолия Иксанова и назначают Владимира Урина. И хотя правительственные чиновники пытаются хотя бы внешне придать своему решению приличный вид (отставленного публично благодарят за хорошую работу и даже обещают орден), все понимают, какая грязь и непристойность стоят за этим. Длительная и истеричная борьба за пост директора ведущего танцора, жалоба лично самому Путину ведущей балерины… Иксанова по-человечески жалко. За остальных — неловко и стыдно.

ТАМ ЖЕ:
Не успевает новый директор Большого театра приступить к своим обязанностям, как в оркестровую яму падает скрипач и разбивается насмерть. Несчастный случай, который мог произойти везде, — а чувство, что театр проклят, возрастает.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ «МК»
СЕЗОН 2012—2013 ГГ.
ПОД ЗАНАВЕС СЕЗОНА МЫ ОБЪЯВЛЯЕМ ЛАУРЕАТОВ НАШЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПРЕМИИ
МЭТРЫ:
Лучшая женская роль — Галина Борисова (бабушка, «Похороните меня за плинтусом»», Театр «У Никитских ворот»).
Лучшая мужская роль — Ефим Байковский (Грегори, «Цена», Театр им. Маяковского).
Лучшая женская роль второго плана — Людмила Максакова (несколько ролей, «Евгений Онегин», Театр им. Вахтангова).
Лучший спектакль большой формы — «Евгений Онегин» (реж. Римас Туминас, Театр им. Вахтангова).
Лучший спектакль малой формы — «Похороните меня за плинтусом» (реж. Марк Розовский, театр «У Никитских ворот»).
ПОЛУМЭТРЫ:
Лучшая женская роль — Юлия Силаева (Людка, «Любовь людей», Театр им. Маяковского).
Лучшая мужская роль — Алексей Фатеев (Сергей, «Любовь людей», Театр им. Маяковского).
Лучшая женская роль второго плана — Наталия Вдовина (Наташа, «Три сестры», Театр им. Моссовета).
Лучшая мужская роль второго плана — Владимир Вдовиченков (Гусар, «Евгений Онегин», Театр им. Вахтангова).
Лучший спектакль большой формы — «Добрый человек из Сезуана» (реж. Юрий Бутусов, Театр им. Пушкина).
Лучший спектакль малой формы — «Он в Аргентине» (реж. Дмитрий Брусникин, МХТ им. Чехова).
НАЧИНАЮЩИЕ:
Лучшая женская роль — Ольга Лерман (Татьяна Ларина, «Евгений Онегин», Театр им. Вахтангова); Александра Ревенко (Саша, «Митина любовь», Гоголь-центр).
Лучшая мужская роль — Олег Савцов (Орест, «Электра», Театр наций); Филипп Авдеев (Митя, «Митина любовь», Гоголь-центр).
Лучшая женская роль второго плана — Мария Волкова (Ольга, «Евгений Онегин», Театр им. Вахтангова).
Лучшая мужская роль второго плана — Юрий Лобиков (Пак, «Сон в летнюю ночь», «Платформа»).
Лучший спектакль — «Любовь людей» (реж. Никита Кобелев, Театр им. Маяковского).
Лучший спектакль малой формы — «Электра» (реж. Тимофей Кулябин, Театр наций).
ДРУГИЕ НОМИНАЦИИ:
Проект года — «Впервые на русском» (МХТ им. Чехова и посольство Франции в РФ).
Акция года — «Отдаленная близость» (Театральная студия «Круг» и Институт Гёте в Москве).
Спектакль для подростков — «Они поженились, и у них было много...» (копродукция — Театриум на Серпуховке и компания «Pour ainsi dire», (Париж).
Ансамбль — Ольга Аросева, Елена Образцова, Вера Васильева («Реквием по Радамесу», Театр сатиры).
Ввод — Юлия Чебакова (Нина, «Он в Аргентине», МХТ им. Чехова).
Человек года — Юрий Любимов.

Марина Райкина, «Московский комсомолец» № 26290 от 26 июля 2013 г.
газетная рубрика: ТЕАТРАРИУМ
http://www.mk.ru/culture/theatre/article/2013/07/25/889760-melpomena-po ponyatiyam.html