Все действие «Канта» и актеры, и зрители находятся в красном амфитеатре-шестиграннике на сцене
Александра Машукова
Ведомости.Пятница
13.12.2013
Фото: Виктор Сенцов
Художественный руководитель Театра им. Маяковского Миндаугас Карбаускис поставил «Канта». Спектакль по пьесе Марюса Ивашкявичюса об одном дне из жизни знаменитого философа, безусловно, среди наиболее ожидаемых премьер сезона. Обозреватель «Пятницы» побывала на репетиции и рассказывает, почему это так.
Сорокалетний Марюс Ивашкявичюс — один из лучших современных драматургов. Это его ироничный абсурдистский «Мадагаскар» (основанную на реальных событиях историю о безумном прожекте переселения литовцев в Африку) в 2006 году привозил в Москву на гастроли Малый театр Вильнюса; пьесу ставил Римас Туминас. Ивашкявичюс — мастер увязывать вполне житейский сюжет и философские идеи, абсурд и исторические факты, комедию и мистику. Вот и здесь найдется место и размышлениям о природе человека, и почти детективной интриге с некоей Фоби, племянницей друга Канта, которая приходит к философу вроде бы подписать только что вышедшую «Критику чистого разума», а затем исчезает. Немало в пьесе и о любви («Совесть окончил, думал к любви приступать», — говорит Кант о своих изысканиях), к тому же Фоби очаровательна, так что неудивительно, что разговор присутствующих на обеде у Канта мужчин то и дело принимает фривольный характер.
Конечно же, «Кант» для Карбаускиса — неслучайный выбор: во-первых, этот режиссер вообще тяготеет к интеллектуальным авторам (он ставил Томаса Бернхарда, Леонида Андреева, Майкла Фрейна, Томаса Манна); во-вторых, именно в камерном пространстве наиболее полно может проявиться его дар точной работы с артистами. На репетиции Карбаускис говорил, что исполнители тут как разные инструменты, каждый из которых должен быть слышен и не похож на другого.
Ноту высокого простодушия вносит в этот ансамбль сам Кант в исполнении Михаила Филиппова (похоже, артист играет мудрого человека, который не боится показаться наивным). Ему парадоксально вторит слуга Мартин Анатолия Лобоцкого: этого бывшего вояку тоже постоянно тянет философствовать, да житейские хлопоты отвлекают. Особая тема — холодного интеллекта — у Светланы Немоляевой, которая однажды уже так сыграла Домну Пантелеевну в «Талантах и поклонниках» Карбаускиса, что ее героиня оказалась едва ли не важнейшим персонажем спектакля. Есть ощущение, что и тут ее монахиня Анна-Регина может стать событием. Важна и роль Игоря Костолевского, который выйдет в спектакле в образе проповедника Шульца, человека слегка не от мира сего. При этом можно не сомневаться — на пятачке сцены от зрителя не ускользнет ни один нюанс актерской игры.
15, 16, 17 декабря, mayakovsky.ru.
Александра Машукова, «Ведомости. Пятница»
Оригинальный адрес статьи