Предложение для зрителей


EN

(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Никита Кобелев: «Хороший артист идет за режиссером далеко»

27 Апреля 2013

Никита Кобелев: «Хороший артист идет за режиссером далеко»

27 апреля в театре Маяковского состоится премьера спектакля «Враг народа» по пьесе Генриха Ибсена.

Молодой режиссер Никита Кобелев в интервью «Вечерней Москве» рассказывает: почему его постановка разительно отличается от первоисточника, и насколько она близка к современности.

- В спектакле «Враг народа» играет выдающийся актер Игорь Костолевский. Не сложно ли вам, 26-летнему режиссеру, было репетировать с мастером сцены?

- На каждой репетиции Игорь Костолевский (примечание: он играет Петера Стокмана — мэра курортного городка) служил для всех примером ответственности, трудолюбия, большой внутренней работы над ролью. Игорь Матвеевич очень много мне подсказывал, советовал, но всегда деликатно, уважительно...”Давайте, репетировать, давайте, репетировать» - постоянно просил Игорь Матвеевич. Мне казалось, что известные актеры не любят много репетировать, ведь они и так - «профи», но Игорь Матвеевич убедил меня в обратном.

- С актерами Алексеем Фатеев и Юлией Силаевой вы работали в спектакле «Любовь людей», и они же - исполнители главных ролей в новой постановке «Враг народ». Можно сказать, что теперь Алексей и Юлия — ваша команда?

- Во-первых, Алексей и Юлия — хорошие артисты, и мы нашли друг с другом общий язык. В моем понимании — хороший артист тот, кто доверяет режиссеру, идет за ним далеко, возможно, дальше, чем раньше они ходили. Разумеется, хороший актер всегда стремится выполнить поставленную перед ним задачу, пропустив ее через себя, осмыслив, привнеся что-то свое, неповторимое. Алексей и Юля именно такие, и мне с ними интересно.. Мне тяжело преодолевать недоверие актеров, и поэтому главное, чтобы в работе было взаимопонимание.

- Алексей Фатеев много лет работал в Харьковском драматическом театре, и в труппу театра Маяковского его привел режиссер Юрий Иоффе. А ведь сколько в провинции хороших актеров, достойных больших работ с большими мастерами?

- В России много талантливых актеров. В театре Маяковского — богатейшая труппа, и это факт, главное — предложить каждому интересную работу. Дело в том, что серьезный спектакль выпустить в наше время довольно сложно по многим причинам. Безусловно, я рад, что роль в моем спектакле «Любовь людей» позволила Алексею Фатееву прозвучать. Не секрет, что при прежнем художественном руководителе театра Маяковского Сергее Арцыбашеве не очень много возможностей было для того, чтобы драматические актеры раскрылись во всей полноте. Ведь в основном ставили-то комедии! Замечу, что герой Алексея Фатеева в спектакле «Враг народа» по всем позициям отличается от его героя — деревенского следователя в спектакле «Любовь людей».

- Роль врача Томаса Стокмана была звездной роль самого Константина Сергеевича Станиславского?

- Станиславский играл канонический вариант пьесы Ибсена, тогда как мы делаем современную версию. Драматург Саша Денисова перенесла действие пьесы Ибсена в наше время, и в нашей истории — другой Стокман. Что же касается места действия, то оно не подчеркивается, но многое, возможно, будет узнаваемо. В наш спектакль вошел документальный материал — истории экологов-активистов сегодняшней России, свидетельствующие о том, как сложно отвоевывать лес и воздух, если речь идет об интересах власти и бизнеса.

- Вы говорили о способности актеров выполнять задачу режиссера. А какую задачу поставили перед собой вы, Никита Кобелев, в спектакле «Враг народа»?

- Сужать спектакль до одной формулы, или задачи, я не хочу. Всегда важен конфликт, который «держит» историю. Главный вопрос, на который хотелось ответить в спектакле «Враг народа»: насколько далеко можно зайти, следуя своим убеждениям, и чем это может закончиться?

- В России убеждения часто заводили людей и страну в тупик? Тогда как с Норвегией, о которой писал Ибсен в 19 веке, в этом плане все было более предсказуемо и стабильно, не так ли?

- А если мы будем со всем соглашаться, то к чему это может привести? Хотя наш спектакль далек от пьесы Ибсена, но общая канва сохранилась. Мы не ставили Ибсена, но при этом, как мне кажется, бережно отнеслись к сути его пьесы. Признаюсь, что к постановке спектакля по мотивам пьесы Ибсена «Враг народа» меня подтолкнули события, случившиеся в нашей стране за последние пару лет. Впрочем, в нашем спектакле, надеюсь, на политике «все» не замыкается, как и не замыкалось у Ибсена.

- Никита, вы — ученик Олега Кудряшова...Как объясняете тот факт, что в настоящее время режиссеры-кудряшовцы очень востребованы? Вас взяли в штат театра имени Маяковского, Тимофей Кулябин поставил спектакль «Электру» в Государственном театре Наций, и сейчас ему поступают предложения от других ведущих театров Москвы?

- Олег Львович Кудряшов и его педагоги дают очень хорошую базу, с которой впоследствии легко работать. Но очень важно «не застрять» только на том, чему тебя научили в Мастерской, а надо это приумножать, развивать, или же, напротив, уходить в сторону, оспаривать...

Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 27 апреля 2013