Предложение для зрителей Маяковка — детям


EN
(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

О зарождении гражданского общества

21 Июня 2013

О зарождении гражданского общества

Политический спектакль большой формы — явление для здешних широт довольно редкое, но уже вот-вот заявит о себе как новый тренд. Если раньше привычным местом обитания подобных зрелищ был подвал Театра.doc, то после «Отморозков» Серебренникова на «Платформе» и главным образом «Идеального мужа» Богомолова в МХТ им. Чехова можно говорить уже о безоговорочной легитимации жанра. В этом смысле премьера Никиты Кобелева в Маяковке лишний раз демонстрирует — театр желает говорить о политике в полный голос и без обиняков. И зритель, судя по тому, что в антракте зал не опустел, явно не против это без малого трехчасовое высказывание выслушать.

Ставшая уже постоянным драматургом Маяковки Саша Денисова от пьесы Ибсена оставила норвежские имена персонажей и сюжетный каркас: эколог находит источник целебной воды, его брат-мэр строит соответствующий завод, но с грубыми ошибками; город-курорт процветает, народ славит мэра; тут эколог обнаруживает в получаемой воде яд, трубит на весь город и получает за это от брата по полной.

Вмонтированные в монологи героев цитаты из Навального и Удальцова, придуманный в довесок видеоблог социально-активной дочери борца-эколога и модно звучащие в пространстве главного зала Театра им. Маяковского треки «Mum» и «Lenny Valentino» — все это окончательно и бесповоротно превращает запылившуюся пьесу норвежского Чехова в эпическую сагу о зарождении гражданского общества в современной России. На сцене современный быт, узнаваемые типажи трусливых журналистов и брезгливых чиновников, споры о митингах и хлесткие лозунги.

Привыкший к камерным пространствам Никита Кобелев впервые работает с большой формой. Что заметно: над сценой маневрирует компактная комнатка, в которой актеры толкаются основную часть времени. Впрочем, тем сильнее работают выходы на авансцену и прямые обращения в зал. Но главное в спектакле не это, а первая за долгое время по-настоящему крупная и сложная роль ушедшего в тень большого артиста. Игорь Костолевский в высшей степени убедителен в образе конъюнктурного мэра, которого играет. Его работа здесь с лихвой окупает излишний пафос, карикатурность характеров и навязчивую тавтологию драматургии, в которой погряз, например, главный герой в суетливом исполнении Алексея Фатеева. При этом то, что получилось в результате всех этих неровностей, упрекать в несоответствии изображаемой действительности было бы неверно. Суматошливый Доктор Стокман иллюстрирует (пусть и неосознанно) нынешнее состояние оппозиции, тогда как упитанные чиновники и продажные журналисты карикатурны сами по себе. В этом смысле закономерно, что победителем оказывается спокойный, уверенный в себе мэр, для которого выслуга перед вышестоящими инстанциями несомненно важнее эфемерной справедливости. Вряд ли такой картины мира добивались авторы, но получилось так: гражданское общество родилось с муками и кровью, а дальше — тишина.


http://www.afisha.ru/performance/93698/review/491943/