Предложение для зрителей Маяковка — детям


EN
(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Она и он

14 Марта 2016

Она и он

Театр им. Вл. Маяковского

М. Ивашкявичюс

«РУССКИЙ РОМАН»

То воодушевление, что вызывает в тебе спектакль Карбаускиса о Софье Андреевне Толстой, не сразу и объяснишь. Вроде бы Толстого на сцене нет – ни величия его духовных исканий, ни языка его русского. (Марюс Ивашкявичюс впервые написал пьесу по­-русски, стилизовано отлично, но нас не обманешь.) И конфликт, по сути, мещанский: жена ревнует мужа – сначала к любовнице ­крестьянке, потом к влиянию на него Черткова. И вдруг, все больше волнуясь, понимаешь: здесь «дышат почва и судьба».

В главной роли – Евгения Симонова, и это выдающаяся работа. С невероятной глубиной и силой передано состояние женщины, которая всю себя посвятила мужу, родила ему 13 детей, пережив смерть пятерых из них, в одиночку тянула семью, помогала ему в работе и в итоге была выброшена из его жизни, впала в болезнь, в горячку бреда. Безумства ревности, боль, смятение героини Евгения Симонова поразительно сочетает с высокой актерской сдержанностью, не разрушая истерикой благородство образа. В воображении измученной женщины романы, переписанные ею от руки в помощь мужу, смешались с реальностью. Вот она видит себя, молодую, в прелестной Кити (Вера Панфилова), а вот разрывается между семьей (долг) и служением любимому (чувство), словно Анна Каренина (Мириам Сехон), зажатая, как в тиски, между Карениным и Вронским. Аксинья ­разлучница и Чертков (обоих играет великолепная Татьяна Орлова) в ее глазах – единое зло в разных обличьях.

Автор пьесы изучил архивы и знает подноготную борьбы за завещание, но меркантильный интерес Софьи Андреевны здесь даже не упоминается. Куда важнее другое – великое присутствие: многослойная игра Симоновой материализует Толстого. Перед нами жена гения, а муж и жена – одна сатана. Столько лет любить, следовать за его мыслью, дышать как он – значит стать частью его. Перед нами его метания, его заблуждения, его исключительность. Создатели спектакля передали ощущение масштаба личности русского гения, он незримо присутствует в атмосфере, и это захватывает публику, пробуждая в ней столь нужное человеку, а сегодня особенно, чувство гордости за нацию.

Елена Левинская, Журнал «Театральная афиша», март 2016