Предложение для зрителей Маяковка — детям


EN
(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Полет амура

25 Сентября 2011

Полет амура

Первым событием в Театре имени В.Маяковского стал перенос на основную сцену спектакля Екатерины Гранитовой “Амуры в снегу”.

Сцена Филиала, на которой ранее шла эта постановка, закрыта на реконструкцию, и все остальные спектакли Филиала теперь идут на Малой сцене, “Амуры…” же “перелетели” на основную. На сборе труппы Миндаугас Карбаускис подчеркнул, что это – не формальное, техническое действие, но сознательное, почти программное решение художественного руководства. В постановках Гранитовой (кроме “Амуров в снегу” на Основную сцену перенесены и “Шестеро любимых”) обозначены творческие принципы, важные для дальнейшего развития Театра Маяковского. Они демонстрируют современный подход к такому явлению, как театрально-музыкальный жанр и дают возможность для стилистически обоснованного и психологически убедительного актерского существования на сцене.

“Амуры в снегу” – музыкальная комедия по пьесе Дениса Фонвизина “Бригадир”, либретто к которой написали Юлий Ким и Леонид Эйдлин, а музыку – Григорий Ауэрбах. У Екатерины Гранитовой получился настоящий русский водевиль – веселый, искрометный, без всякого морализаторства. Даже не верится, что эта “просветительская комедия” написана два с половиной века назад. И главное, без пошлости во всем – в костюмах, интонациях, мизансценах. И что характерно, главные положительные герои Фонвизина – Софья и Добролюбов – явно проигрывают в зрительских симпатиях, которые целиком и полностью на стороне эксцентричной Советницы (Зоя Кайдановская) и взбалмошного “офранцуженного” Ивана (Виталий Гребенников).

Театр подошел к реализации этого решения со всей ответственностью. Это не первый “переезд” спектакля – его премьера состоялась в декабре 2008 года на Малой сцене под названием “Бригадир, или Амуры в снегу”. Спустя некоторое время постановка перебралась на сцену побольше – в Филиал. Однако перенос на Основную сцену – это шаг более серьезный. Убрав из заголовка хрестоматийного “Бригадира” и оставив ироничных и слегка несерьезных “Амуров в снегу”, театр только выиграл – жанр спектакля, “старинная комедия на музыке”, предполагает легкость.

Большая сцена требует совсем иного подхода, нежели сцена камерная – и спектакль получил новые декорации, максимально сохранив рисунок первоисточника. В связи с расширением пространства расширился и актерский состав – трио крепостных крестьянок “а-ля рюсс пейзан” превратилось в квартет, добавились второстепенные персонажи (например, оживающий в рассказах Бригадира капитан Гвоздилов), а на сцене поселился настоящий камерный музыкальный ансамбль в костюмах и с напудренными париками – фортепиано, скрипка и виолончель, так что ощущение “домашнего спектакля XVIII века” дополнительно подчеркивается музицированием и танцами.

Актеры играют с колоссальной самоотдачей – видно, что им самим нравится то, что происходит на сцене, поэтому ни о какой наигранности и фальши и речи быть не может – все строго в рамках заявленного жанра. И зритель принимает эту легкую наивность и прямодушие абсолютно точно: зал весь вечер смеялся и аплодировал, да что там смеялся – хохотал от души!

В общем, можно смело сказать, что старая сказка на новый лад получилась удачной – легкой и изящной, как вязь французских кружев, однако приправленная колоритным русским юмором, чтобы не забывать, к какому платью эти кружева пришиты.

Валентина ЕЛШАНСКАЯ
"Культура", 25.09.2011