Предложение для зрителей


EN

(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Поцелуи после разлуки

4 Сентября 2012

Поцелуи после разлуки


Представьте, театру имени Маяковского в этом году исполняется 90 лет. Ничего не скажешь: дата солидная, но до 115 лет МХТ имени Чехова, все равно далеко, как никак четверть века.


 

Именно 3 сентября, в этих академических театрах со своей уникальной биографией собрались актеры, чтобы друг на друга посмотреть, выслушать доклады худруков о творческих планах, а значит, обрадоваться или огорчиться по поводу новых ролей. Поскольку вся их жизнь зависит от того, хорошо сыграешь или плохо, поладишь с режиссером или пошлешь его к черту, подчинишь себе публика или нет и так далее, и так далее. В общем, странная эта профессия, лицедейская, постоянно надо говорить чужие слова, влезать в чужую шкуру человека и над вымыслом слезами обливаться, к твоей жизни не имеющим никакого отношения. Ее секреты невозможно объяснить даже в самом откровенном интервью, да и невозможно, поскольку сам артист до конца не понимает, почему сегодня его «понесло», подобно цирковой лошади на арене, а вчера он был похож на траурную клячу. Тем не менее, актер каждый день просит судьбу не отворачиваться и не отнимать талант, дарованный ему Богом, продолжая бежать на длинную дистанцию. Когда же кто-то рядом падает замертво, то не находит ничего лучшего, как проводить его в последний путь аплодисментами и почтить минутным молчанием, как это сделали и в театре имени Маяковского, и в МХТ, хотя Игорь Кваша принадлежал другому коллективу. Но ведь он из их актерской стаи, и мог летать высоко, а Олег Павлович Табаков в далекие 50-е годы строил с ним «Современник».


В этот раз замечательный артист и худрук, над которым годы не властны, сыграл перед собравшейся труппой, где насчитается 92 артиста, маленькую интермедию, изобразив слепого старца. То ли в этом был какой-то скрытый умысел, то ли он хотел, таким образом, развеселить своих коллег и показать, что, даже будучи слепым, он все видит, и шутка удалась. Все встали, и именитые артисты с большим стажем, заполнившие первый ряд, и звезды отечественного кино, включая А.Белого, А.Леонтьева, Е. Добровольскую, Д. Дюжева, А. Семчева, М.Трухина, И. Пегову, К.Лаврову-Глинку, М.Голуб и еже с ними. Да разве всех перечислишь… Думаю, если бы их всех собрать вместе и сделать с ними не один фильм, то был бы великий прорыв в современном кинематографе, и мы, наконец, заговорили о возрождении нашего кино. Но никто из них не думает покидать родные стены, поскольку здесь находится их главная лаборатория по накоплению творческого багажа, в то время, как на съемочной площадке надо отдавать и отдавать. Вот почему, на каком бы краю света они не снимались, сбор труппы для них святое, и потому И. Верник, запыхавшись вбегает в зал, понимая, что никакой кинорежиссер не прикроет его, если Табаков обнаружит «пропажу» популярного артиста. И еще: о каком бы актерском братстве не говорили, а конкуренция идет жестокая. Они могут сколько угодно обниматься, целоваться при первой встрече после разлуки, но успех все равно разделяет их, истинный успех, которому они тоже знают цену по собственному опыту.

Появление в спектакле Кирилла Серебренникова «Зойкина квартира», открывающего этот сезон, питерского артиста Алексея Девотченко (с которым в нашей газете было интервью) сразу дало понять: пришел настоящий профессионал, и его надо немедленно брать в труппу. И Олег Табаков объявил об этом во всеуслышание. Сейчас Серебренников является вторым помощником креативного худрука, как и Константин Богомолов, который собирается ставить в Художественном проезде собственное сочинение по произведениям Оскара Уайльда «Дикое время», а Серебренникову поручена серьезная миссия: открыть год Станиславского во МХТ спектаклем о нем по пьесе модного абсурдиста Михаила Дурненкова. Не знаю, как кого, а меня уже знобит по поводу предстоящего зрелища, поскольку эпатировать зрителя они умеют. В конце сентября на малой сцене так же состоится долгожданная премьера по пьесе Людмилы Петрушевской «Он в Аргентине» в постановке Дмитрия Брусникина. И там же в конце ноября Василий Бархатов, пришедшийся ко двору питерской Маринки, выпустит «Новые страдания юного В». Так что интрига нового сезона МХТ закручена лихо, и, судя по всему, главное место в ней принадлежит режиссерам – авангардистам. Конечно, время не стоит на месте и искусству нужны новые формы, как утверждал Костя Треплев в спектакле Олега Ефремова «Чайка», 85-летие которого будут отмечать 30 сентября на сцене ведущего театра страны.


В театре имени Маяковского, несмотря на юбилей, нет тех «планов громадье», что во МХТ, здесь все значительно скромнее и демократичнее, поскольку нынешний худрук Миндаугас Карбаускис, ученик незабвенного Петра Фоменко, недавно покинувшего нас, изначально чурается громких программ и вообще ему не по нутру звездная болезнь. Но все-таки на этот раз ему пришлось изменить скромному выражению чувств, поскольку, наконец-то, зрительный зал не просто приобрел достойный вид, он стал неузнаваемым за счет новых красных кресел и стен, покрашенных в кирпичный цвет, поэтому пространство расширилось и приобрело праздничный вид. Недаром Михаил Филиппов, поблагодарив главу московского департамента по культуре Сергея Капкова за поздравления в честь своего 65-летия, сказал шутя: «В такой красоте не обязательно стараться играть, можно просто продавать билеты, чтобы зрители наслаждались этим совершенством». Известный сценограф Сергей Бархин, по первой профессии архитектор, всячески старался умалить свою роль в свершимся чуде, но все знали, в первую очередь это его заслуга и привлеченных им двух художников: Алексея Трегубова и Анны Румянцевой.

Что же касается творческих планов, то они могут вызвать живой интерес, как критиков, так публики. Открывается новый сезон спектаклем «Дядюшкин сон» и, судя по тому отрывку, который был показан на сборе труппы, юмора и сарказма в нем будет предостаточно, так что зрителям не придется скучать. С опытными режиссерами здесь тоже не собираются прощаться. Ю. Иоффе собирается ставить с хорошо знакомыми артистами «Чудаков» Горького, а Л. Хейфец «Цену» Миллера. «Враг народа» Ибсена тоже должен прозвучать современно, поскольку главный герой разоблачает гнилую политику хозяев курортного города, не думая, какую беду может тем самым навлечь на себя и свою семью. И все-таки самым интересным в этом творческом проекте мне показалась идея сотрудничества маяковцев с израильским коллективом под руководством Евгения Арье, спектакли которого на сцене «Современника» взбудоражили всю Москву.

28 октября в этом театре объявлен днем открытых дверей, куда может прийти каждый желающий и увидеть не юбилейный концерт, а различные перфомансы, выступления артистов с любимыми песнями и номерами. К тому же спектакль Карбаускиса «Таланты и поклонники» не будет сидеть на месте, его ждут в Ярославле, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Новый глава департамента по культуре не в пример старому, свои обещания выполняет, и собирается через год начать капитальный ремонт исторического здания.

Любовь Лебедина, 4 сентября 2012 г.