Предложение для зрителей Маяковка — детям


EN
(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

ПРИЯТНАЯ ОШИБКА: КЛАССИКА ЖИВА!

1 Апреля 2013

ПРИЯТНАЯ ОШИБКА: КЛАССИКА ЖИВА!

В последнее время я все чаще задаюсь вопросом: а можно ли в XXI веке поставить классику так, чтобы от нее не веяло «мертвичинкой»? Ну, как-то так сложилось, что все чаще режиссеры ищут новые формы, пытаясь то ли отдать дань моде, то ли воскресить творческую жилку современных артистов. Мне такие формы скорее близки, чем нет. Однако я воспитана на лучших постановках академических театров, а потому смотрю на все ныне происходящее с изрядной строгостью, но особенно как раз на классику.

Ну и как-то так произошло, волей случая, что в мое сердце все больше вкрался театр абсурда, нагло вытеснив оттуда Островского, Достоевского и прочих мэтров русского театра. И вот с таким критическим настроем я отправилась на «Дядюшкин сон» в Театр Маяковского в полной уверенности, что удивить меня там будет нечем, а приятно поразить – тем более. Ну, думаю, хоть неплохо проведу вечер, все-таки театр с именем, репутация хорошая, актерский состав безупречный, полюбуюсь на красивые декорации и костюмы.

Ох, как же я ошиблась! Сколько трагедии в этой комедии! Но скажу вам честно: прослезилась я еще сильно до того, как в спектакле появилась трагическая нотка. Просто есть у меня какая-то стыдливая привычка поддаваться плаксивости на действительно талантливых постановках. Премьера этого спектакля состоялась 4 сентября 2012 года. Писали о ней немало, но я выбрала для своей рецензии специально тот день, когда прессу никто особо и не ждал. А то знаете, как бывает: премьера вызывает оглушительный восторг публики, а потом спектакль вдруг начинает угасать, рушиться и как бы разлагаться. Здесь же ничего подобного я не заметила. Видимо, это тот самый случай, когда постановка делалась не наспех, не на бегу, ибо проработано все до мелочей. Продуманы все подтексты, каждое слово осмысленно и не случайно, даже длинные, казалось бы, скучные монологи звучат как-то совершенно иначе. Но не в том плане, что смысл закладывается в них отнюдь не авторский, а просто выверено каждое словечко, кажется, даже предлоги и союзы имеют вес.

Бежала я на спектакль со всех ног. Так уж повелось в Москве, что расстояния нам приходится преодолевать приличные. Я, было, уже даже смирилась с мыслью, что не будет мне в этот вечер никакого «Дядюшкиного сна». Но судьба улыбнулась мне – успела! И только переступила порог театра, как попала в какое-то удивительное место. Кто бывал хоть раз в Маяковке, непременно знает, о чем я говорю. Здесь при своей академичности, все очень современно. Черно-бело-красное оформление, вежливые работники - и ты уже перестроился на волну искусства, оставив позади рабочие будни и проблемы, чтобы встретить и поместить в своем сердце заботы героев спектакля. А их тут хватает сполна.

Действие происходит в уездном городе. К Марье Александровне приезжает престарелый князь, за которого хозяйка намерена выдать свою дочь-красавицу. Юная девушка поначалу сопротивляется, однако позже соглашается очаровать обезумевшего богатого старика. И вот когда коварный план практически уже сработал, князь вдруг заявляет, что все это был лишь сон…

Хочется отдельно отметить работу актеров. Пожалуй, такого «спетого» состава я давно не встречала. Каждый образ максимально отличен от другого, все яркие, выполнены минимум на 100% и даже самые, казалось бы, мелкие роли запоминаются надолго. Я честно искала изъяны, но потом поймала себя на мысли, что сижу с открытым ртом, про антракт и вовсе забыла – лучше бы его и не было! Ни один артист не выпал из общего настроения и картины. Есть, пожалуй, парочка мизансцен, с которыми можно было бы поспорить, но в потоке общего впечатления это песчинка.

Отдельно хочу отметить сценографию. Незатейливая, но очень грамотная. Мы видим срез чердачного помещения, где нередко действие развивается параллельно тому, что внизу, что создает ощущение реальности, живости. Работа идет в двух плоскостях. При этом актеры лямку на себя не тянут, а привлекают внимание, лишь когда это действительно необходимо. Но и не выключаются, по-настоящему живут все время, пока находятся на сцене. Особенно понравилась мне идея использовать арфы, которые периодически звучат, а иногда просто становятся частью декорации. Все это создает какой-то особый тон и настроение, причем работает до самого финала.

На Ольгу Прокофьеву многие ходят специально, да и оно того стоит. Это вам не Жанна Аркадьевна из сериала «Моя прекрасная няня», это все-таки уже Марья Александровна Москалева. В исполнении заслуженной артистки России – дама отнюдь не пафосная, а скорее – хулиганистая, легкомысленная, хитрая. Она здесь и главный актер, и режиссер, и сценарист. Все крутится как бы даже не вокруг князя, а вокруг нее – этой удивительной женщины. Игорь Марычев – исполнитель роли князя – поражает с первых минут своего появления на сцене. Во-первых, неотъемлемым атрибутом его является инвалидная коляска, во-вторых, речь его несвязна, плавна, растянута, что подчеркивает немощность этого богатого старика. Врезаются в память и Настенька, и городская сумасшедшая, которая бегает по сцене и постоянно кричит, и слуга, и хористки-городские дамы – перечислять можно бесконечно, в этот список можно поставить каждого исполнителя.

Музыкальное оформление тоже подобрано в унисон. Словом, «Дядюшкин сон» в Театре им. Вл. Маяковского – это тот самый редкий случай, когда не нужно новых форм – Достоевский итак звучит!

Елена Вилле

http://radiomir.fm/news/-/asset_publisher/JrHSAfpUne4D/content/id/110658