Пресса
29 Августа 2014

Променад по Сретенке от Театра им. Вл. Маяковского

пресс-показ спектакля «Декалог» Никиты Кобелева на Сцене на Сретенке



28 августа после ремонта открылась Сцена Театра им. Вл. Маяковского на Сретенке, ранее известная как филиал театра. Впрочем, в Маяковке это пространство уже не называют филиалом и надеются, что Сцена на Сретенке станет одним из центров притяжения театралов.

Новая сцена: красота в простоте

У новой сцены есть все, чтобы оправдать такие ожидания: после капитального ремонта на Сретенке появилась современная площадка-трансформер, позволяющая воплощать самые смелые режиссерские решения. Ремонтом руководил архитектор театральных зданий Сергей Куцевалов, известный созданием проектов пространств Театра-студии под руководством Олега Табакова, «Другой сцены» «Современника», Студии Театрального Искусства Сергея Женовача и «Театра Наций». Интерьер старого-нового помещения Маяковки аскетичен и технологичен: стены из белоснежного кирпича и антиквариат соседствуют с плазменными экранами, а коридоры будто созданы для модных нынче постановок в жанре променад-театра.



- Мы не хотим называть эту сцену филиалом и разделять ее с основной, - отметил директор театра Леонид Ошарин. – На Сретенку переедет спектакль «Кант» Миндаугаса Карбаускиса, здесь поставит спектакль «Отцы и сыновья» Леонид Хейфец, будут перенесены сюда и другие спектакли. Постепенно начинаем обживать это пространство.

Кстати, открыться после ремонта Сцена на Сретенке должна была еще в конце прошлого года. И спектакль «Кант» Миндаугаса Карбаускиса готовился именно для этого пространства, но тогда открытие не состоялось. Поэтому дебютом для отремонтированной сцены станет премьера спектакля режиссера Никиты Кобелева по пьесе Саши Денисовой «Декалог». Постановка создавалась специально для Сцены на Сретенке, а материал для спектакля собирался прямо за выходом из дверей театра – в районе Сретенки.

Хождение по десяти заповедям

В итоге в художественной пьесе соединились десять заповедей, данных человечеству Моисеем, с документальными наблюдениями актеров труппы Театра им. Маяковского, собранными на современной Сретенке.

А жанром «Декалога» стал столь популярный нынче променад-театр, позволяющий зрителям исследовать пространство Сцены на Сретенке: от залов и репетиционных комнат до лестниц и служебных помещений. Кстати, жанр постановки был выбран еще до того, как «бродилки» стали частым явлением в столичной афише.


- Идею сделать спектакль с возможностью пройтись по всем помещениям новой сцены еще в прошлом году предложил Миндаугас Карбаускис, наш художественный руководитель, - говорит режиссер постановки, Никита Кобелев. – В итоге эта задача оформилась в художественную концепцию. В «Декалоге» 10 сцен, и каждая играется в своем пространстве – две группы зрителей идут от одного помещения к другому, от одних сцен к другим. А связывать эти сюжеты между собой будет история пожилой жительницы Сретенки.

В диалогах героев «Декалоге» перед зрителем пройдет панорама исторических лиц и событий: возведения Петром I Сухаревой башни и ее разрушение Сталиным в 1934 году, прелести магазина «Мюр и Мерилиз» и ужасы расстрелов на Лубянке в 30-е годы, «веселые дома» на Трубной и 26 квартир, которые сменил в этом районе Антон Чехов, Сретенский монастырь и банда «Черная кошка», наводившая ужас на всю Москву…

-Когда я стала писать сцены, обрамляющие вербатимы, то мистическим образом выяснилось, что разные грехи будто «локализованы» в разных частях Сретенки, - говорит драматург Саша Денисова. – То есть, например, в одном месте крали и сбывали наворованное, и уходили от полицейских через сквозные дворы, в другом месте, на Лубянке, убивали– и там до сих пор можно встретить дома с закрашенными окнами, без номеров. Когда мы собирали истории-вербатимы, то, например, выяснялось, что кто-то помнит о прекрасном дяде Павлике, который был заместителем Берии. Или находилось реальное письмо женщины, осужденной в 1937 году, которое звучит, например, в сцене допроса.

Но не только мрачные и драматичные страницы жизни Сретенки нашли место в «Декалоге», но и то сиюминутное и привычное, что кажется обыденным, но помнится всю жизнь. Скамейки, магазины, трамваи…Спектакль пытается зафиксировать и сделать осязаемой историю домашней и дворовой Сретенки. И эта история, переплетаясь с монологами сегодняшних москвичей, вдруг превращается в некое исследование идентичности тех, кто жил и живет не только на Сретенке, но и вообще в России Насколько убедительно это исследование, можно будет проверить 19 и 20 сентября на премьере спектакля.


СПРАВКА

Сцена на Сретенке находится в шестиэтажном жилом доме № 21 в Пушкаревом переулке. Строить это здание начали в 1913 году, когда присяжный поверенный Ролл задумал возвести неподалеку от Сретенки здание «для кинотеатра, ресторана и выставок». По проекту дома, разработанному архитекторами Весниными, в полуподвальной части были запланированы даже электротеатр и кабаре. Но из-за Первой Мировой строительство было завершено только в 1926-1928 годах, и в итоге получившийся типичный конструктивистский дом с коммуналками практически не имел ничего общего с проектом.

Зато в подвале этого дома обосновались театральные студии.

«Маяковка» получила Сцену на Сретенке в 80-ых годах. Здесь выпускал свой первый спектакль режиссер Евгений Каменькович (ныне худрук театра «Мастерская Петра Фоменко»). Именно на Сретенке шли легендарные спектакли Андрея Гончарова «Наливные яблоки» и «Завтра была война» . На капительный ремонт сцена была закрыта в июне 2011 года.

Елена Смородинова, «Вечерняя Москва»

Оригинальный адрес статьи

×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!
Ваше имя*:Ваш e-mail*: