Предложение для зрителей Маяковка — детям


EN
(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Простота спасет мир — так уверяют на сцене Маяковки

13 Октября 2014

Простота спасет мир — так уверяют на сцене Маяковки



14 и 15 октября на малой сцене московского Театра имени Маяковского выпускают премьеру по мотивам романа Василия Ивановича Аксенова «Десять посещений моей возлюбленной». Спектакль называется «В.О.Л.К», что расшифровывается как «Вот она любовь какая». Какая - выяснял корреспондент «ВМ», побывав на предпремьерной репетиции спектакля.

Когда-то выпускники мастерской Олега Кудряшова уже открывали театральной публике новую литературу – тогда это была «История мамонта», по нашумевшему позже роману Иванова «Географ глобус пропил». Традицию продолжают кудряши этого года, выпуская спектакль «В.О.Л.К» по еще неопубликованному роману Василия Аксенова, главы из которого печатались в журнале «Москва».

Полную рукопись «Десяти посещений моей возлюбленной» Аксенов передал студентам ГИТИСа во главе с педагогом Светланой Земляковой, и в итоге получился спектакль - вне трендов и экспериментов, зато по-кудряшовски звонкий и попадающий точно в сердце своею простотой.

Итак, сибирская деревушка Ялань (именно там родился сам Аксенов) и всего два лета – 1969 и 1970 года. Портрет Высоцкого и афиша «Вам и не снилось» на заднике. Салат, который крошит мать главного героя, разговаривая на сибирский манер (персонажей всех возрастов кудряши играют без грима, напоминая о другом спектакле Светланы Земляковой, «Бабушки», где так старух играли выпускницы прошлого набора).


Автор фото: Сергей Петров, предоставлено пресс-службой Театра им. Вл. Маяковского

Вчерашние дети в четвертый раз бегают смотреть «Кавказскую пленницу» в клуб, выбирают, куда поступать – в медицинский, военный или педагогический, в первый раз влюбляются - в Варлей из кино и Таню из соседней деревни. Жизнь – какая она есть, с любовью, разочарованиями и обидами проносится перед ними, как старенький мотоцикл по проселочной дороге, на котором главный герой, Олег Истомин (прекрасная работа Павла Пархоменко), ездит к соседнюю деревню к своей девочке Тане.

Штаны-клеш и короткие платьица, «Банька по-белому» и «Синей иней», сыгранные на гитаре и аккордеоне вперемешку с «Ах я сама, наверно, виновата, что нет любви хорошей у меня», рассуждения мужичков под водочку о том, есть ли Бог, - сибирская глубинка прорисовывается подробно и нежно, а на ее фоне звучит история первой любви и первой боли.

Жанр спектакля – мозаика мгновений, возможно, поэтому детали –одна из самых сильных сторон постановки, еще одной истории про «самую счастливую деревню». Вот фонарик Олега скользит по снятым в ожидании свидания туфелькам Тани, а вот – освещает лица впервые целующихся вчерашних детей. Вот песня татарина, живущего в Ялани, переплетается с сибирским напевом, как воспоминание об ушедшей стране, в которой жили наши родители.


Автор: Сергей Петров, предоставлено пресс-службой Театра им. Вл. Маяковского

Вот ансамбль из сельских парней «БИС» поет по-русски «Girl» «The Beatles».

Вот совсем по-детски главный герой пытается завести мотоцикл и ругается с машиной: «В глаза смотри мне!»

Вот – выпускная фотография и договоренность – встретиться здесь же, через десять лет. И – ощущение горечи от понимания, что эта встреча наверняка не состоится.

Смешивая смешное и трогательное, Светлана Землякова вместе с вчерашними студентами рисует портрет ушедшей натуры, будто оживляя летнюю бабочку-капустницу. Взмах крыльев – и бабочки уже не будет. Как не будет Лехи, неожиданно для всех выстрелившего в себя, Ялани, которая наверняка умрет под натиском города, и одноклассницы, которую когда-то так и не вышло поцеловать.

Рассказ о течении времени, которое не поймать в глазок старого фотоаппарата и не записать на бобины, несмотря на сентиментальность, получается похожим на свет звезд в последние дни августа, - яркий уходящей теплотой, но бескомпромиссный. «Что да че, сон да зыбь, тронь – да и рассыплется», - поют со сцены кудряши, как умеют петь ученики только этого мастера. И добавить уже – нечего.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Светлана Землякова, режиссер спектакля

- Все выросло из желания признаться в любви поколению мам, пап и бабушек – это было у ребят еще на прошлом курсе. Течение времени – острая для меня тема. Трагический процесс мелькания жизни, который превращается в мелькание уходящих и утекающих мгновений. Герой оказывается сражен этим ощущением крайней точки бытия, пониманием убегающего времени. И это осознание дает возможность ему взрослеть. В этой истории очень важна энергия молодых актеров, которые тоже познают жизнь, себя, свое тело… И второй важный момент – исследование человека в провинции, для которого так подходят полотна Аксенова. Вообще у меня есть желание сделать трилогию, посвященную этим героям. Потому что человек в провинции – это человек перед лицом вечности, не включенный в искусственную гонку за временем и явленный самому себе.

КСТАТИ

«В.О.Л.К.» Светланы Земляковой был поставлен еще в ГИТИСе, но худрук Маяковки, Миндаугас Карбаускис, решил включить спектакль в репертуар, а пятерых вчерашних студентов, играющих в этой работе, взял в штат театра.


Елена Смородинова, «Вечерняя Москва»

Оригинальный адрес статьи