Предложение для зрителей Маяковка — детям


EN
(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Пьянство на финский манер

15 Декабря 2012

Пьянство на финский манер

Заканчивается первый семестр юбилейного сезона Театра им. Вл. Маяковского. Пожалуй, ни один московский театр за это время не был удостоен такого заинтересованного внимания театральной общественности. И неспроста: свое 90-летие коллектив под руководством Миндауса Карбаускиса постарался отметить так, что буквально "перья летели" в том смысле, что все СМИ наперебой писали и рассказывали о каждом юбилейном мероприятии, а публика буквально ломилась в театр.

   Действительно, программа была задумана и прекрасно осуществлена - весьма оригинальная и масштабная. Она отразила ту "перезагрузку", которую театр переживает два последних сезона. Рекордно быстро проведен косметический ремонт, изменился имидж всего театрального пространства, включая не только главную сцену, но и фойе, гардероб, буфет. Метаморфозы произошли и на Малой сцене, которая, кстати, становится явным фаворитом у театралов. Она получила отдельный вход с улицы: прямо с порога зрители попадают в стильно оформленное театральное пространство со своим маленьким гардеробчиком, буфетиком, миниатюрным фойе, где приятно провести время. В общем, стала очень даже симпатичной и по форме, и по содержанию. Репертуар ее уже в этом сезоне пополнился великолепным спектаклем Леонида Хейфеца "Цена" по пьесе Артура Миллера и молодежными "Записками сумасшедшего" по Гоголю в постановке многообещающего режиссера Туфана Имамутдинова. Но главным хитом Малой сцены, на мой взгляд, остается прошлогодняя премьера - "Любовь людей" в постановке Никиты Кобелева. Этот молодой режиссер блестяще отметился и в юбилейном марафоне. Он сочинил юбилейное действо - "документальную драму в гардеробе" по пьесе Саши Денисовой "Девятьподесять". Сначала зрителей на специальной экскурсии знакомят с историей уникального театрального здания, а затем усаживают в большом гардеробе и начинается рассказ об истории самого театра, который был позиционирован на заре советской власти как Театр революции. Актерская команда, в которую вошли Роман Фомин, Костя Константинов, Всеволод Макаров, Алексей Дякин, Юрий Коренев, Владимир Гуськов, Юлия Силаева, Мария Бурляева, Нина Щеголева, Настя Цветанович, очень здорово и без занудства разыгрывает сценки, где "в лицах" представляет как великих создателей легендарного театра (Мейерхольда, Гончарова, Охлопкова, Бабанову, Попова, Тер-Осипян), так и ныне здравствующих - Татьяну Карпову, Галину Анисимову, Светлану Немоляеву, Игоря Костолевского, а также помрежа, костюмера, буфетчицу. И познавательно, и грустно, и смешно до слез. Тем более, что все факты рассказаны самими участниками великой истории знаменитейшего театра. Готовили спектакль к юбилею, но он так понравился публике, что, к счастью, оставили в репертуаре.

   Большая сцена в этом сезоне тоже "поработала" активно, представив две премьеры, которые, увы, не так однозначно можно отнести к большим удачам. Открывший сезон "Дядюшкин сон" по Достоевскому Екатерины Гранитовой по сути стал бенефисом ведущей актрисы театра Ольги Прокофьевой. Актриса уникального комедийного дарования, она сыграла Марию Александровну Москалеву, этого "Наполеона в юбке", виртуозно, представив человека неоднозначного, иногда буквально доходящего до сумасшествия по причине превратного понимания своего превосходства над окружающим ее обществом. Разоблачение было жестоко, но властью режиссера героиня Ольги Прокофьевой вознеслась-таки до небес, каким-то хитрым способом выдав дочку за столичного генерала. К сожалению, в спектакле не получилось ансамбля, да и само режиссерское и художественное решение не смогли убедить, что сцена театра нуждается именно в таком вот зрелище.

   Больше всего ожиданий было связано с премьерой спектакля худрука театра Миндаугаса Карбаускиса, который выбрал пьесу Брехта "Господин Пунтила и его слуга Матти", почти не известную нашей публике, в отличие от других сочинений немецкого классика. Это комедия с финским колоритом о фермере Пунтиле, который "куролесит" в своем регионе по той причине, что любит "заложить за воротник". И это у него случается регулярно и в больших объемах, судя по стеклотаре, заполонившей всю большую сцену "Маяковки". Художник Сергей Бархин выстроил какую-то стерильно белую декорацию, на которой проглядывается как бы вид сверху на поместье главного героя, а все действие происходит на некоем безликом подиуме, обрамленном ящиками из-под спиртного. Что этой пьесой хотел сказать Брехт, разбираться после его "Доброго человека", "Мамаши Кураж" и других шедевров как-то неинтересно. Ну пьет человек, а это значит, он уже неадекватный. Но здесь эта неадекватность героя Михаила Филиппова возведена в некий абсолют. Пьяный - добрый, хочет облагодетельствовать каждого: готов жениться на всех бесхозных девчонках окрестностей его хозяйства, дочку собирается отдать в жены своему шоферу Матти (ему же и кошелек сует), нерадивому многодетному работнику дает деньги просто так. А как протрезвеет - девчонок прогоняет со скандалом, дочку заставляет выйти замуж за какую-то чиновную мразь, шоферу грозит тюрьмой, работника гонит и так далее.

   Как умеет играть Михаил Филиппов, рассказывать не надо. Это сегодня один из самых интересных актеров своего поколения. И, конечно, роль как для него написана. Но какие такие "ценности" несет со сцены его герой - вопрос. И что хотел сказать нам, какой "месседж" отправить замечательный и очень талантливый режиссер Миндаугас Карбаускис - осталось пока загадкой не для средних умов. Что-то не срослось в этой работе. Так что будем ждать новых интересных спектаклей. Их до конца сезона запланировано несколько.

Ирина Шведова, "Московская правда", 15.12.2012

http://mospravda.ru/culture_spectacles/article/pyanstvo_na_finskii_maner