Предложение для зрителей


EN

(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Новый театральный сезон: смена власти и неудобная драматургия

24 Августа 2012

Новый театральный сезон: смена власти и неудобная драматургия

Открывающийся театральный сезон обещает быть острым и полемичным – театры выбирают "неудобную" драматургию, а новая театральная политика Москвы, проявившаяся в нескольких радикальных кадровых решениях, чревата непредсказуемыми, но интригующими результатами.


Пока большинство театров еще закрыто – работают лишь Театр "На Малой Бронной", традиционно стартующий в начале августа, и Театр им. Гоголя, чье открытие сезона обернулось скандалом. Планам, которые огласил на сборе труппы Сергей Яшин, уже не суждено воплотиться в жизнь – реанимировать Театр Гоголя, давно откатившийся на обочину творческого процесса, будет Кирилл Серебренников, чьи намерения достаточны радикальны. О конкретных названиях и режиссерах говорить пока рановато –подробно о планах новый худрук расскажет только в октябре. Примерно тогда же поделится своими планами и новый худрук Театра им. Ермоловой Олег Меньшиков. Здесь смена власти произошла по-другому сценарию: Владимир Андреев, много лет руководивший сценой недалеко от Красной площади, сам представил своего наследника труппе, но остался здесь в качестве почетного президента. Известно, что Меньшиков, отсмотрел репертуар театра и уже снял около двадцати названий, и планирует новые постановки, но все подробности – осенью.

Театр на Малой Бронной, как и многие площадки Москвы, планирует ремонт, но закрываться не собирается – первой премьерой нового сезона станет работа режиссера Екатерины Гранитовой "Белка" по сложной и парадоксальной прозе Анатолия Кима. Гранитова известна, в первую очередь, как опытный педагог — именно она подарила Москве знаменитую "Историю мамонта" — студенческий спектакль, сделанный на курсе О.Л. Кудряшова, который по точности ощущения жизни и возраста, по яркости актерских работ переплюнул многие работы "взрослых" театров, став настоящим событием.


У Театра на Малой Бронной в планах еще несколько новых названий, но главным событием обещает стать работа Константина Богомолова – режиссера, именем которого пугают старшее поколение артистов консервативных театров. Богомолов уже не первый сезон будоражит умы театралов, неизменно вызывая ожесточенную полемику – его спектакли всегда вызывающе-политичны, он не стесняется почти публицистических ходов и прямых аллюзий с известными современными событиями и деятелями. В конце прошлого сезона Богомолов выпустил спектакль в "Табакерке" "Год, когда я не родился", где с помощью старой пьесы Виктора Розова, родом из 70-х, исследовал метаморфозы, происходящие на протяжении последних десятилетий с элитой страны. В Театре на Малой Бронной Богомолов будет ставить пьесу Альфреда Жарри "Король Убю" (много лет она идет в Театре "Et cetera" с Александром Калягиным в главной роли). Пьеса Жарри была написана в конце XIX века, ее первое представление закончилось скандалом – "Король Убю", по своей стилистике во многом предвосхитивший абсурдистов и сюрреалистов, оскорбил мещанские нравы. Заново эту пьесу открыли уже в 1920-х годах, когда Жарри стал культовой фигурой европейского авангарда. По сути, "Король Убю" — настоящий фарс, не стесняющийся натурализма и грубого площадного юмора. Смысловой пласт пьесы крутится вокруг темы природы власти, природы убогого, страшного и смешного, незаметно принимающего глобальный размах диктаторства. Очевидно, что в Театре на Малой Бронной, который Сергей Голомазов осторожно, но уверенно ведет по пути достойного театра для широкого зрителя, появится неудобный, провокационный спектакль – в духе нашего нервного, но оживившегося времени.

Константин Богомолов: смерть - как один из гаджетов >>

В прошлом сезоне спектакль Богомолова казался одиноким колоссом в сфере гражданского или политического театра, провокационного театра. В новом сезоне вопросы природы власти затронут и в других постановках. По крайней мере, неожиданное мощное присутствие такого драматурга, как Бертольт Брехт в планах нескольких академических театров, говорит о том, что прятаться от бурь современности в раковину "вечного" режиссерам хочется все меньше и меньше. Хотя, разумеется, каждый из больших мастеров пропускает время через свое ощущение жизни и эстетические убеждения – тем более, любопытно увидеть, как Брехтовские резкие пьесы будут выглядеть в интерпретации таких разных художников, как Миндаугас Карбаускис и Юрий Бутусов.


О том, что Карбаускис хочет ставить Брехта, известно было давно: еще когда молодого худрука Театра им. Маяковского только представляли труппе, он называл фамилию немецкого драматурга, еще не уточняя название. Но уже во второй половине сезона он начал репетировать пьесу "Господин Пунтила и его слуга Матти", "народную комедию" по мотивам финских рассказов. Пьеса строится как комедия, а характерные для драматурга зонги, лишающие действие правдоподобия и обращенные непосредственно в зал, были добавлены позднее. В основе сюжета пьесы – история о помещике-самодуре, который жесток и подл в обычном состоянии, но добр и великодушен в опьянении. Анекдотичная ситуация становится поводом поговорить не только о социальных противоречиях, к которым обычно столь внимателен Брехт (здесь Пунтиле противостоит шофер Матти), но и двойственной природе человека и, в первую очередь, человека власти. Карбаускис работает со знаменитым театральным художником Сергеем Бархиным, в спектакле сыграют Михаил Филиппов, Анатолий Лобоцкий и Зоя Кайдановская.

За Брехта возьмется и Юрий Бутусов, главный режиссер Театра им. Ленсовета, которого в прошедшем сезоне председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Дмитрий Месхиев пытался заставить отказаться от работы на стороне. Месхиев уже в отставке, а Юрий Бутусов продолжает работать – в возглавляемом им театре он репетирует "Макбета" Шекспира, а в Театре им. Пушкина, договоренность с которым возникла еще в прошлом сезоне, будет ставить "Доброго человека из Сезуана", одну из наиболее известных пьес Брехта, когда-то прославившую "Таганку" Юрия Любимова.


"Добрый человек из Сезуана" - пьеса о том, как боги спустились на землю в поисках хотя бы одного доброго человека и нашли его – проститутку Шен Де, не отказавшей в приюте, умеющую быть счастливой. Но и Шен Де оказывается не так проста – чтобы выжить, ей нужен двойник – расчетливый и жесткий двоюродный брат Шой Да, чью маску она одевает, когда собственная доброта грозит ей погибелью. История снова упирается в тему двойственности человеческой природы.

"Современник", жадно ищущий актуальные истории в последние сезоны, готовит премьеру спектакля "ГенАцид. Деревенский анекдот", публичные прогоны которого прошли еще в июне. Спектакль по повести современного российского писателя Всеволода Бенигсена поставил молодой режиссер Кирилл Вытоптов, уже работавший здесь на Малой сцене. "ГенАцид" рассказывает о социальном эксперименте в отдельно взятом селе, где приехавший сюда историк по поручению властей начинает внедрять литературу в сознание местного населения. Эксперимент заканчивается трагически – литература, с легкостью объявленная властями национальной идеей, не сплачивает людей, а делает их свободными, учит думать и самостоятельно принимать решения.


Сергей Женовач, чью премьеру ждали еще в этом сезоне, выпустит "Москву-Петушки" Венедикта Ерофеева в начале нового – 15 сентября. Поэму про Веничку, этот экзистенциальный трип, Женовач делает в привычном сотрудничестве и сотворчестве с художников Александром Боровским. Для режиссера важно избежать буквальности в трактовке внешних обстоятельств поэмы, пьянство главного героя – лишь образ, фиксация особого душевного состояния. По словам Женовача, поэма Ерофеева – это "миф об одиночестве умного интеллигентного честного человека, лишнего и ненужного в этой стране". Веничку — роль, о которой актер может только мечтать, роль, требующую высокой степени откровенности — сыграет один из лучших актеров "Студии" Алексей Вертков, в театральной копилке которого уже большие роли классического репертуара – Лаптев в "Три года" по Чехову, Снегирев в знаменитых "Мальчиках" по главам "Братьев Карамазовых" Достоевского, Утешительный в "Игроках".

Одна из интересных премьер будущего сезона уже состоялась – но москвичи ее еще не видели – Дмитрий Крымов показал 10 августа на Всемирном шекспировском фестивале в Стратфорде-на-Эйвоне спектакль "Сон в летнюю ночь (Как вам это понравится)" с участием Лии Ахеджаковой, Валерия Гаркалина и своих учеников. Крымов, много лет занимающийся поиском нового художественного языка, рожденного на стыке драматического искусства и живописи, сделал спектакль вместе со своей ученицей Верой Мартыновой, оттолкнувшись в своих театральных фантазиях и ассоциациях лишь от одной сцены комедии Шекспира: от сюжета про ремесленников, разыгрывающих нелепый, но честный спектакль перед Герцогом и свитой. Сейчас спектакль поехал на Эдинбургский фестиваль искусств, а в Москве его покажут 17 октября.

Дмитрий Крымов: расскажем "Сон в летнюю ночь" своими словами >>

Особое внимание будет приковано к тем театрам, в которых произошли изменения – помимо Театра им. Гоголя и Театра им. Ермоловой пока плохо прогнозируемые процессы будут происходить в Театре "Новая опера", где недавно уволили директора, а также в Театре на Таганке, где пока так и не появился художественный руководитель. Судя по последним заявлениям главы Департамента культуры Сергея Капкова, в новом сезоне можно ожидать новых изменений в системе руководства театрами.


Читайте далее: http://ria.ru/theatre/20120824/729755437.html?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter#ixzz254iuhuKx

Анна Банасюкевич, 24 августа 2012 г.