Предложение для зрителей Маяковка — детям


EN
(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Роли исполняют

19 Августа 2015

Роли исполняют

В Романовом дворе прошла выставка афиш Театра имени Маяковского

На этой неделе завершилась выставка галереи IZO Art, которая представила ретроспективу афиш Театра имени Маяковского. 11 афиш из прошлого, самая ранняя из которых датируется 1925 годом, и 7 современных попытались проследить эволюцию театра на протяжении почти ста лет.


Девять старинных афиш на стене справа, современные афиши слева и «гвоздь программы» прямо по центру – авангардная афиша спектакля «Эхо» 1925 года, на которой красными буквами внизу читается: «Заведующий художественной частью: Вс. Мейерхольд». Художник – Виктор Шестаков. Большая, стильная – эта афиша захватывает смотрящего, как отдельное произведение искусства. Все остальное по сравнению с ней выглядит как-то бледно, исключая, пожалуй, современные афиши – с 2011 года, когда худруком театра стал Миндаугас Карбаускис. Рядом с работами художника Андрея Бондаренко здесь и афиши молодых авторов Тимофея Рябушинского, Екатерины Ширяевой, Полины Жежомы.

История афиш театра Маяковского – это очень эклектичная, смелая и богатая история смены названий коллектива, худруков, стилей, художников и направлений. Надо сказать, что развеска афиш на выставке не предполагала объединения их по временным периодам, галерея руководствовалась, скорее, тем, чтобы, грубо говоря, в одном углу не висело много красного цвета, а в другом – много синего. И напрасно, потому что как раз «много красного» в какой-то исторический момент выглядело бы красноречиво. Так что хронологию ретроспективы приходилось определять самостоятельно, постоянно перемещаясь от одной стены выставочного зала к другой и обратно.

1920-е годы и Театр Революции Всеволода Мейерхольда представлен единственной афишей спектакля «Эхо» (пьеса В. Н. Билль-Белоцерковского). Из 1930-х годов, самых сложных в истории театра, когда сменилось несколько худруков, тоже удалось найти всего одну афишу. Это белые буквы на красном фоне – афиша спектакля «Искусство карьеры», оформленного одним из самых интересных художников того времени Вадимом Рындиным. В этой афише уже виден общий стиль, который будет отличать театр и в последующих, 1940-х годах.

С 1943-го главный режиссер театра – Николай Охлопков, коллектив называется Московский театр драмы, и это название тянет за собой наклонный шрифт, написанный словно от руки. Возникает какая-то «мечтательность курсива» в белых буквах на голубом фоне в афише спектакля «Ромео и Джульетта» (кстати, в роли Джульетты тогда была Мария Бабанова), черные профильные силуэты людей за чашечкой кофе (спектакль «Леди и джентльмены»). Среди этого выделяются два огненно-красных пятна: афиши спектаклей «Сыновья трех рек» и «Дорога свободы», оба оформлены, конечно, Вадимом Рындиным.

В 1954 году появляется новое название театра: Московский театр имени Маяковского. Художник Евгений Коваленко находится в поиске стиля. Как бы «пустая» афиша спектакля «Садовник и тень» и арбузовская романтика в афише спектакля «Дальняя дорога» – очень разные, будто и разными людьми оформлены.

Две афиши из 1960-х годов работы Константина Кулешова, помещенные организаторами на «VIP-стене», рядом с авангардной афишей «Эха»: бело-голубая стильная афиша погодинской «Маленькой студентки» и схематичная – к спектаклю «Без обратного адреса» по пьесе Софронова.

С 1967 года главным режиссером театра становится Андрей Гончаров – и из этого периода на выставке также всего одна афиша: спектакль «Волшебный пароль». По ней можно понять две вещи: театр стал называться академическим (с 1964 года), и на афише появилось изображение лица Владимира Маяковского, точно такое же, какое мы видим на современных афишах, которые в этом театре в последнее время стали и сами практически произведениями искусства.

Ольга Абрамова, «Новые известия»

Оригинальный адрес статьи


Ссылка на источник:  http://www.newizv.ru/culture/2015-08-19/225728-roli-ispolnjajut.html