Предложение для зрителей Маяковка — детям


EN
(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Спектакль недели: «Бесприданница» в Театре Маяковского

7 Мая 2014

Спектакль недели: «Бесприданница» в Театре Маяковского

В Театре имени Маяковского Лев Эренбург ставит «Бесприданницу». Buro 24/7 удалось побывать на одной из последних репетиций спектакля.

Обычно репетиции спектаклей начинаются одинаково. Режиссер собирает актеров, и все вместе знакомятся с пьесой. Читают по ролям, разбирают персонажей. Уже после того, как все стало более или менее ясно, действие переносится на сцену. У Льва Эренбурга, петербургского режиссера, другой метод — этюдный.

 
Эренбург ставит спектакли в Драматическом театре в Санкт-Петербурге, там же у него свой актерский курс. До «Бесприданницы» он ни разу не работал этюдным методом в Москве. Тем более не рассчитывал, что ему позволят ее поставить таким образом. Этюдный метод — по сути, коллективная постановка актеров и режиссера. Никакого чтения по ролям, подготовки. Эренбург сразу выводит актеров на сцену и говорит: «Давай, пробуй». Те самостоятельно придумывают этюды на разные сцены пьесы, пробуют, показывают режиссеру. Чувствуют себя студентами. И уже в самом конце Эренбург объединяет все в одно целое, убирая лишнее и добавляя недостающее.


 

Ходят слухи, что Лев Эренбург — очень жесткий режиссер, но на деле оказывается по-другому. Он ведет с актерами конструктивный диалог, далекий от режиссерской диктатуры. Исполнительница роли Ларисы Огудаловой Полина Лазарева рассказывает, что персонажи новой «Бесприданницы» по характеру очень современны, не такие, как в пьесе Островского. Лев Эренбург поменял текст вместе с актерами и даже немного изменил сюжет. Во-первых, драма не заканчивается выстрелом, как у Островского. Во-вторых, в конце спектакля появляется новый персонаж — цыганка, которой нет в оригинале «Бесприданницы».


 

На репетиции Лев Эренбург сидит за своим маленьким столиком ближе к концу зала и постоянно курит. Иногда включает настольную лампу и что-то записывает. Когда близится финал, он подходит к своим коллегам в зале и спрашивает: «Интересно смотреть? Нормальный был переход или видно было?» Чувствуется, что, несмотря на всю свою карьеру и невероятный профессионализм, режиссер волнуется. Все-таки первый раз в «Маяковке», все-таки «Бесприданница», которую он считал невозможным поставить этюдным методом...


 

Наблюдая за репетицией, не замечаешь сильных отличий от классических постановок: игра, костюмы, сюжет — все на первый взгляд так, как оно и должно быть. Чувствуется, что актеры даже на репетиции выкладываются на полную. 


Для Полины Лазаревой непростая роль Ларисы Огудаловой была мечтой, которую она лелеяла еще со студенческих лет, однако побаивалась воплотить в реальность до знакомства с Эренбургом. Режиссер помог ей поверить в себя и создать на сцене цельный и убедительный образ.


 

Во время репетиции Эренбург ничего не комментирует, внимательно смотрит и только записывает. После появления в финале цыганки, до того как начнется следующий прогон, он просит посторонних разойтись, чтобы остаться с актерами. У них есть еще пара дней, чтобы довести спектакль до блеска и подготовиться к премьере. Как Москва примет новую версию «Бесприданницы», мы сможем узнать уже сегодня.


 

Александр Бланарь, Buro 24/7

Фотограф Лиза Мелина 

Оригинальный адрес статьи