4 Марта 2019

Спектакли, которые не оскорбят ваших чувств

Во все времена театр шокировал и оскорблял зрителей. Испытывать на прочность общественные устои и моральные ценности — одна из его базовых функций. Однако далеко не все ищут в театре подобного. Поэтому многие театры начали демонстративно обещать традиционные и канонические постановки. А по факту за пышными речами «о судьбах классики» кроются скучные, унылые и пустые спектакли.

«Ваш Досуг» собрал самый полный гид по театру без радикальных концепций, неудобных тем и неприятных аллюзий. Здесь вы найдете спектакли, на которые можно подарить билеты консервативным родителям, взять «на воспитание» детей и пригласить далеких от театрального мира коллег и знакомых.


О спектаклях, что не оскорбят ваших чувств, но и не дадут заскучать, рассказывает наш редактор раздела «Театр», член Ассоциации театральных критиков России Наталья Витвицкая. 


 

ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

Спектакли, на которые можно брать с собой детей и ни разу не пожалеть, что смотрите действие вместе с ними.


«Черная курица» 
РАМТ. 

Захватывающая волшебная сказка о школьнике Алеше, пропагандирующая вечные ценности — скромность, трудолюбие, любовь к правде и презрение к предательству. Вас ждет взвешенная режиссура Екатерины Половцевой и сильные актерские работы.

 

«Черная курица», РАМТ. Источник: пресс-служба театра



«Школа сна» 
Центр драматургии и режиссуры. 


Чудесный спектакль-семинар, на котором зрителям раздают подушки и учат спать правильно. А также зевать и храпеть «как надо». Весело, обаятельно и очень затейливо.

 

«Школа сна», ЦДР. Источник: пресс-служба театра



«Своими словами. А. Пушкин "Евгений Онегин"»
Школа драматического искусства. 


Притворяясь чехом, финном, француженкой и русской, крымовские артисты феерично пересказывают «энциклопедию русской жизни». Произошедшее с Онегиным называют «эффектом позднего оборачивания». Много и остроумно шутят, раздают конфеты. Даже если дети поймут в этом спектакле не все (например, почему Пушкин был тяжелый и грустный человек, а смерть всегда идет рука об руку с любовью), они зададут родителям много правильных и важных вопросов.


Вас также может заинтересовать крымовский пересказ «своими» словами «Мертвых душ» Н. В. Гоголя.

 

«Евгений Онегин. Своими словами», ШДИ. Источник: пресс-служба театра



«Золушка» 
Театр «Практика». 


Идеальная антисказка француза Жоэля Помра, который исключил хеппи-энд и перенес действие в современные реалии. Новая Золушка (фантастическая игра Надежды Лумповой) — девочка по прозвищу Зола. Она драит унитазы и убирает квартиру ненавистных родственников. В принцев не верит, зато умеет с ними дружить.  В спектакле много смешного и близкого каждому. Это история об озлобленном подростке, не желающем взрослеть, рассказанная без морализаторства и слащавой концовки.


Есть в Театре «Практика» спектакли и для совсем маленьких — «Ежик и медвежонок»  и «Слон Хортон» с участием Алисы Гребенщиковой.

 

«Золушка», Театр «Практика». Источник: пресс-служба театра



«Принцесса цирка»
Театр мюзикла. 

Каноническая оперетта со множеством отлично сделанных цирковых номеров, бессмертная музыка Имре Кальмана и захватывающий, понятный сюжет о любви (девочки-дочки оценят обязательно) . Над постановкой работал один из создателей канадского цирка «7 пальцев» Себастьян Солдевилья, так что никакого нафталина.


В Театре мюзикла вам также может прийтись по душе прочтение «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского в одиозной режиссуре А. С. Кончаловского.

 

«Принцесса цирка», Театр мюзикла. Источник: пресс-служба театра



ПОДАРИТЕ РОДИТЕЛЯМ


Спектакли, после которых ваши родители не вернутся окончательно седыми. Они понравятся как заядлым «театралам», так и тем, кто выбирается «в свет» раз в год.


«Война и мир. Начало романа» 
Мастерская Петра Фоменко. 


Самый светлый спектакль Петра Наумовича Фоменко. Ему аплодировали зрители Украины, Франции, Италии, Испании, Германии, Португалии, Бельгии и США. В России постановка получила несколько высших наград, включая «Золотую маску». На сцене нет потерь и обид. Есть только трескучие философские беседы, робкие улыбки красавиц, умиление родителей и шалости детей. Это Толстой не «про войну», а «про мир». Вряд ли вам приходило в голову, что над четырехтомным манускриптом можно смеяться. Но после этого спектакля вы откроете для себя новые и неожиданные грани романа.


Обратите внимание также на другие спектакли Петра Фоменко, которые пока еще можно увидеть на сцене, а не в записи: «Семейное счастие», «Триптих», «Бесприданница», «Волки и овцы» и «Одна абсолютно счастливая деревня».

 

«Война и мир. Начало романа», Мастерская Фоменко. Источник: пресс-служба театра



«Варшавская мелодия»
Театр на Малой Бронной. 


Нежный и грустный спектакль Сергея Голомазова по знаменитой «оттепельной» пьесе Леонида Зорина. Действие начинается зимой 1946 года. Он — вернувшийся с фронта молодой парень (Даниил Страхов), она — студентка-певица из Польши. Будущего у их внезапного романа вроде бы нет, браки с иностранцами в СССР запрещены. Но в пьесе и спектакле любовь побеждает время и географию. К слову, для роли обворожительной Гели Юлия Пересильд освоила польский язык.


«Варшавская мелодия», Театр на Малой Бронной. Источник: пресс-служба театра




«Рассказы Шукшина»
Театр Наций. 


Многолетний хит Алвиса Херманиса по мотивам рассказов Василия Шукшина. С подкупающей самоотверженностью в «русский колхоз» играют театральные звезды, успевая менять образы с космической скоростью. Евгений Миронов появляется то в несуразной кепочке, то с накладным животом. Чулпан Хаматова перевоплощается сначала в медсестру-вамп, потом в безмозглую деваху, а к финалу и вовсе в реку.

 

«Рассказы Шукшина», Театр Наций. Источник: пресс-служба театра



«Вечер с Достоевским»
Сатирикон. 


«Вживую» на актера Константина Райкина лучше всего смотреть в московском спектакле петербуржца Валерия Фокина. Райкин в одиночку разыгрывает на сцене повесть «Записки из подполья». Экзистенциальная битва человека с собственными грехами неизменно вызывает трепет даже у «театралов» со стажем. 

 

«Вечер с Достоевским», Сатирикон. Источник: пресс-служба театра



«Двое на качелях»
Современник. 


Трогательную историю внезапной любви между нью-йоркской танцовщицей и адвокатом из Невады на сцене «Современника» разыгрывали Чулпан Хаматова и Кирилл Сафонов. С недавних пор вместо Чулпан главную роль исполняет Кристина Орбакайте. Постельных эпизодов в спектакле немного, все они тактичные, но постановку запросто можно назвать самой горячей во всей Москве: так убедительно в любовь и страсть звезды ни в каком другом спектакле не играют. 


Вам также может понравиться и другая безукоризненная мелодрама на этой же сцене — «Пять вечеров» с сильными актерскими работами Сергея Гармаша и Евгении Симоновой.


«Двое на качелях», Современник. Источник: пресс-служба театра



«Матросская тишина» 
Театр Олега Табакова.


Возобновленная постановка Олега Табакова с Владимиром Машковым в роли Абрама Шварца. Эмоциональный спектакль о родительской любви. Финал, способный заставить умыться слезами.


В ТОТе также можно смотреть «Рассказ о счастливой Москве» с Ириной Пеговой в роли советской мечтательницы 30-х годов XX века.

 

«Матросская тишина», ТОТ. Источник: пресс-служба театра



«Мастер и Маргарита»
Студия театрального искусства. 


Сергей Женовач не стал просто иллюстрировать текст, а придумал собственную версию романа, превратив всех героев в пациентов клиники Стравинского. К работе был привлечен иллюзионист Артем Щукин, благодаря которому в спектакле появилась масса визуальных находок и фокусов. Здесь зрителей встречают и оторванные головы, и полуобнаженные женщины, и денежный дождь. А Алексей Вертков претендует на звание лучшего Воланда из всех, что вы видели.

Обратите внимание и на спектакль «Кира Георгиевна» по В.П. Некрасову и свежий хит СТИ — «Три сестры».


«Мастер и Маргарита», СТИ. Источник: пресс-служба театра



«Мама»
Центр драматургии и режиссуры. 


Душевный музыкальный спектакль от создателя жанра «саундрама» Владимира Панкова по пьесе Аси Волошиной. Драматическое повествование, где главная героиня ищет свое место в жизни, продолжается и в музыке. Поп-хиты сочетаются с традиционной этникой. А в главных ролях предстают корифеи саундрамы и «королева мелодрамы» Елена Яковлева. 


Вас также может заинтересовать спектакль «Старый дом», опять же с Еленой Яковлевой в главной роли.


«Мама», ЦДР. Источник: пресс-служба театра



СТРОГО ПО ТЕКСТУ


Спектакли для тех, кто нервничает, когда классику «переписывают», место действия переносят в космос и меняют имена героям. Только авторский текст, отличная актерская игра и «вкрадчивая» режиссура.


«Гамлет»
Театр им. М. Ермоловой. 


Костюмированная трагедия с популярным Александром Петровым в главной роли, которая (если не брать во внимание некоторый налет антрепризности) вполне может считаться хитом. Играет Петров не всегда ровно, зато эмоционально. Юношеский максимализм доводит его Гамлета до истерики. Воспаленные глаза, взъерошенные волосы, нервные жесты. Страсти кипят, а зрители украдкой смахивают слезы.


«Гамлет», театр им. Ермоловой. Источник: пресс-служба театра



«Горе о ума»
 Малый театр. 


Легендарный спектакль Сергея Женовача с Юрием Соломиным в роли Фамусова. Худрук Малого театра играет темпераментного циника-прагматика, который только рад, что Чацкого случайно «окрестили» сумасшедшим. В результате главным в этой трактовке пьесы Грибоедова становится именно он, а вовсе не «обличитель московских нравов». 


В репертуаре театра также значатся еще два «близких к тексту» спектакля Женовача — «Мнимый больной» (комедия Мольера, поданная как бенефис актера Василия Бочкарева) и «Правда — хорошо, а счастье лучше» по Островскому.


«Горе от ума», Малый театр. Источник: пресс-служба театра




«Обломов»
Театр им. Вл. Маяковского. 


Очень «фоменковский» спектакль Миндаугаса Карбаускиса. Такой же обстоятельный, «кружевной» и неспешный. Здесь нужно суметь насладиться бездействием, молчанием, скрипом дверей, живописными световыми бликами на кофейном столике. Обломов в исполнении Вячеслава Ковалева смешной и нежный. В финале им будто даже любуешься.


«Обломов», Театр Маяковского. Источник: пресс-служба театра



«Царь Эдип»
Театр им. Евг. Вахтангова. 


Строгое философское действо от мастера емких метафор Римаса Туминаса. Неумолимый рок в спектакле символизирует гигантская ржавая труба. Она катком «ездит» по пустой сцене, «подминая» под себя героев и их ошибки. В спектакле звучит греческий хор. Он поет песни, будто кого-то оплакивая, и комментирует происходящее на сцене. 


В театре у Туминаса также можно смотреть «Дядю Ваню» и «Евгения Онегина». Не совсем строго по тексту, но удовольствие гарантировано.

 

«Царь Эдип», Театр Вахтангова. Источник: пресс-служба театра



«Контрабас»
МХТ им А.П. Чехова. 


Пронзительная исповедь сильно пьющего контрабасиста по Патрику Зюскинду  в исполнении Константина Хабенского. Его герой «всю дорогу» разговаривает с пустыми бутылками, «играет» на спинке стула и никак не может отлепить туалетную бумагу, зацепившуюся за штанину. А его обитый советскими матрасами дом беспрестанно норовит рухнуть. 


В МХТ также хороши старомодные чеховская «Дуэль» с Анатолием Белым, «Обрыв» с Ольгой Яковлевой в  роли бабушки и трагическая «Крейцерова соната» с Михаилом Пореченковым в роли рефлексирующего Позднышева. 

 

«Контабас», МХТ им А.П. Чехова. Источник: пресс-служба театра



«Циники»
Театр им. Моссовета. 


Начало века с революционной сумятицей, как она есть. И душевный трепет, каким он быть должен. Герои самого знаменитого романа Анатолия Мариенгофа одновременно встречают любовь и революцию. Спектакль подкупает пряной декадентской атмосферой и тонкой игрой Евгении Крюковой.


«Циники», театр им. Моссовета. Источник: пресс-служба театра



«К.И. из Преступления»
МТЮЗ. 


Незаменимая в роли обезумевшей от горя Катерины Ивановны Оксана Мысина. В течение полутора часов актриса бесстрашно играет страдание. Ее «К.И.» зовет всех сидящих в зале на поминки супруга — несчастного Мармеладова, стонет, плачет, играет на скрипке и приказывает своим детям танцевать. Кстати, спектакль когда-то произвел фурор на Авиньонском фестивале, а режиссер Кама Гинкас был удостоен за него Государственной премии России. 


В МТЮЗе также можно идти на спектакли с Игорем Гординым. Из свежего — «Вариации тайны».


«К.И. из Преступления», МТЮЗ. Источник: пресс-служба театра



ВИЗУАЛЬНОЕ ПИРШЕСТВО


Зрелищные, насыщенные постановки. Театральный опыт, который может дать фору любому масштабному эстрадному шоу. 


«Сон в летнюю ночь»
Мастерская Петра Фоменко. 


Красивая шекспировская сказка про эльфов, волшебные сны и любовь. В порывах юной страсти герои взлетают над сценой на канатах-лонжах, а чуть в отдалении парит небольшой оркестр — музыканты в двухэтажных светящихся кринолинах.

 

«Сон в летнюю ночь», Мастерская Фоменко. Источник: пресс-служба театра



«Сказки Пушкина»
Театр Наций. 


Единственный в Москве спектакль американского мэтра Роберта Уилсона, похожий на альбом с ожившими иллюстрациями-гиперссылками. На фоне монохромного задника всех оттенков серого проносятся герои в ошеломляющих нарядах, разработанных под влиянием Билибина и Врубеля, советского агитпропа и авангарда. Спектакль создан на стыке драматического театра и современного искусства, кинематографа и пантомимы, цирка и современного танца. А в одном из составов поэта-рассказчика играет Евгений Миронов.

 

«Сказки Пушкина», Театр Наций. Источник: пресс-служба театра



«Гамлет | Коллаж»
Театр Наций. 


Единственный в Москве спектакль самого Робера Лепажа. Ощущение чуда вызывают прежде всего сложнейшие декорации: над сценой вращается куб. Его стенки с грохотом открываются и закрываются, а главный герой спускается на «сцену» на тросах. Евгений Миронов в одиночку перевоплощается сразу в семь шекспировских персонажей: Гамлета, Гертруду, Горацио, Клавдия, Офелию, Призрака и Полония.


Также в Театре Наций обратите внимание на сочный «Цирк» с Ингеборгой Дапкунайте.

 

«Гамлет | Коллаж», Театр Наций. Источник: пресс-служба театра



«Женитьба Фигаро»
Театр им. А.С. Пушкина. 


Лучезарный спектакль о хитроватом Фигаро в исполнении певца Сергея Лазарева. Вас ждут костюмы в стиле рококо, фантастический свет и уходящая в глубину сцены «мраморная» лестница, которую украшают статуи в человеческий рост.


«Женитьба Фигаро», Театр Пушкина. Источник: пресс-служба театра



«Буря»
Et cetera. 


Режиссер Роберт Стуруа вместе со своими преданными соавторами, художником Георгием Алекси-Месхишвили и композитором Гией Канчели, создал завораживающий мир, которым правит волшебник Просперо (Александр Калягин). Сцену захлестывают волны, героев поднимают тросы-лонжи, а стихии беснуются на расстоянии вытянутой руки от зрителя.


«Буря», Et cetera. Источник: пресс-служба театра



«Демон. Вид сверху»
Школа драматического искусства. 


Ошеломляющий спектакль режиссера-художника Дмитрия Крымова. Его артисты на протяжении всего действия не произносят ни слова. Они рисуют на огромных листах ватмана, собирают демона из спущенных с колосников тряпок, а заодно — Икара и «Подсолнухи» Ван Гога. Услышите вы и голос самого Льва Толстого, обращающегося с предостережением.


«Демон. Вид сверху», ШДИ. Источник: пресс-служба театра



«Аквитанская львица»
Ленком. 


Бенефисная драма с мощным замесом из дворцовых интриг и страстей на разрыв аорты. Главная героиня — легендарная интриганка Алиенора Аквитанская в мощном исполнении Инны Чуриковой. Ну и, конечно, важен антураж. Сегодня увидеть на столичной сцене исторические аксессуары вроде мечей, кубков и платьев, украшенных драгоценными камнями, — большая редкость.


«Аквитанская львица», Ленком. Источник: пресс-служба театра



«Гипнос»
Театр «Практика». 


Странный спектакль-импровизация, выдвинутый на «Золотую маску» сразу в четырех номинациях.  Артисты мастерской Олега Кудряшова устраивают самое настоящее шоу  с инфернальным посылом — поют, читают стихи, дерутся и обливаются кофе. А еще танцуют под музыку Василия Миролюбова. Все фантастически красиво и эффектно. Сложно поверить, что такое зрелищное действие разворачивается на скромной по габаритам сцене «Практики».


В малом зале Театра «Практика» вас может заинтересовать «Черное море» — спектакль визуально скромный, но зато с сильной метафоричной зрелищностью и красотой.


«Гипнос», Театр «Практика». Источник: пресс-служба театра



КОМФОРТНОЕ СОВРЕМЕННОЕ


Спектакли от лидеров современного театрального искусства. В них допустимы режиссерские вольности и неожиданные трактовки, но эти спектакли точно не станут шокировать, эпатировать и портить вам настроение.

«Мужья и жены»
МХТ им А.П. Чехова. 


Интеллектуальный юмор Вуди Аллена, громкий актерский состав и режиссура без провокационных многоходовок. Неожиданный Богомолов для тех, кто полюбил его по «Идеальному мужу». Зал буквально давится от смеха и узнает себя в героях  — состоявшихся и «неудачно» вступивших в брак людях.


Обратите внимание на «Три сестры» того же Богомолова, где буквально нет ничего, кроме текста А. П. Чехова, и на одну из лучших премьер сезона —«Сережу» Дмитрия Крымова. 


«Мужья и жены», МХТ. Источник: пресс-служба театра



«Один день в Макондо»
Студия театрального искусства.


Спектакль Егора Перегудова, в котором океан страсти и эротики, вкуса и драйва, возможного только в молодые актерские годы. Вся вселенная колумбийского классика Габриэля Гарсиа Маркеса как на ладони. И история рода Буэндиа от первого зачатия до последней смерти. 


«Один день в Макондо», СТИ. Источник: пресс-служба театра



«Идиот»
Театра Наций. 


Содержание многостраничного «Идиота» режиссер Максим Диденко виртуозно сократил (из 20 действующих лиц оставлены четыре), диалоги безжалостно вырезал. Зрителю предложен почти пантомимный спектакль, в котором много сложнейшего видеомэппинга, цирковых трюков и черной клоунады, а князь Мышкин в исполнении Ингеборге Дапкунайте выглядит как немой малыш в чаплинском котелке.


«Идиот», Театр Наций. Источник: пресс-служба театра



«Изгнание»
Театр им. Вл. Маяковского. 


Современная история простого работяги, случайно попавшего в чужую страну и вынужденного пройти все круги эмигрантского ада. В спектакле Миндаугаса Карбаускиса отличные житейские шутки, музыка Queen и жизнеутверждающая мысль: ничто не смертельно. 


В Театре им Вл. Маяковского также обратите внимание на «Август: графство Осейдж» (семейная драма, щедро сдобренная черным юмором, в главных ролях —Евгения Симонова и Анна Ардова).


«Изгнание», Театр Маяковского. Источник: пресс-служба театра



«Мертвые души»
Гоголь-центр. 


Похождения Чичикова в версии Кирилла Серебренникова — это путешествие иностранца в Россию. Деловитого, собранного, но, увы, абсолютно не приспособленного к русской народной жизни. Любая сцена  в спектакле — сегодняшняя. Ноздрев у Серебренникова — эдакий «пахан» в трениках, с оравой своих ребят, переодетых гоголевскими борзыми щенками. Собакевич — гэбист со стажем, Коробочка — сумасшедшая похотливая вдова. Страшно до жути и смешно до колик одновременно. И при этом все строго по каноническому тексту Гоголя без провокаций.


В обойму отлично актуализированной классики в Гоголь-центре входят также «Обыкновенная история» по Гончарову, «Маленькие трагедии» по Пушкину  и «Кому на Руси жить хорошо» по Некрасову.


«Мертвые души», Гоголь-центр. Источник: пресс-служба театра



«Тартюф»
Электротеатр Станиславский. 


Режиссер Филипп Григорьян с видимым удовольствием разоблачает мифы о потерянной России, не забывая при этом «пройтись» по мифам о России современной. Мольеровская комедия интерпретируется как история семьи последнего русского царя. Над дворянином Оргоном издевается НКВД, великие княжны развлекают гостей, служанка Дорина бегает по сцене с пылесосом, а сам Тартюф восстает в облике Григория Распутина. Спектакль мало того что остроумен, зол и отлично разыгран, он еще и безупречно красив.


Еще один никого не атакующий, но современный спектакль в Электротеатре Станиславский — визуально насыщенная «Синяя птица».

 

«Тартюф», Электротеатр Станиславский. Источник: пресс-служба театра



«Топливо»
Центр им. Вс. Мейерхольда. 


Остроумный спектакль Семена Александровского, основанный на интервью со всемирно известным IT-предпринимателем Давидом Яном — разработчиком системы электронных словарей Lingvo и программы распознавания текстов FineReader, а также — одним из родоначальников культуры флешмобов в России. На полупустой сцене стоит харизматичный актер питерской «Мастерской Григория Козлова» Максим Фомин и с жаром рассказывает историю чужого успеха во всех подробностях. Это повествование затягивает и больше походит на «идеальный мастер-класс о том, как научиться внутренней свободе».


В ЦИМе вас также может заинтересовать главный хит театра — метафоричная «Конармия» по Бабелю в постановке Максима Диденко.


«Топливо», ЦИМ. Источник: пресс-служба театра



«150 причин не защищать Родину»
Театр.doc. 


Спектакль великой Елены Греминой об утрате национальной идентичности. В истории о Константинополе, ставшем вследствие кровавой бойни с турками Стамбулом, читается сюжет о русской действительности, о стране с имперским прошлым, варварским настоящим и потерянным будущим. Спектакль, как восточный ковер, соткан из разных материалов. В основе документальные «Записки янычара» XV века и стихи султана Мехмета. Параллели явны и прозрачны. Вождей-тиранов любили во все времена. А народу комфортнее безмолвствовать и верить в непобедимость нации и неприступные города.


В Театре.doc также обратите внимание на «Выйти из шкафа» — единственный здоровый спектакль России на тему каминг-аутов гомосексуалов. Это история, рассказанная сильным актерским составом и живым, человеческим языком — без пафоса, надрыва и героизма.


Наталья Витвицкая, «Ваш досуг»



Ссылка на источник:  https://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/2536545/?fbclid=IwAR3d6Px2u2KcdPZ-qiDXjJXPF_WFuB8B-HHJKCxhzgjkQlABgHF9YjMtBZQ