В Театре Маяковского готовятся к премьере. «Таланты и поклонники» Островского – первая постановка нового художественного руководителя театра Миндаугаса Карбаускиса. Эту работу ждут многие таланты и поклонники – театра, режиссера и, конечно, труппы. На первой костюмированной репетиции побывали «Новости культуры».
Первая «примерка» образа – дело ответственное. Карбаускис лично обсуждает все детали костюмов в спектакле. Уточняет, комфортно ли в них актерам. Все, что словами не объяснить, показывает сам, тут же, бросаясь на помощь.
Собрав в постановке цвет труппы – Костолевского, Филиппова, Немоляеву, Спиваковского, на главную роль Карбаускис пригласил актрису со стороны. Ирина Пегова себя в роли Саши Негиной не представляла, но режиссеру доверяет безгранично. Недаром это пятая уже их совместная работа.
«Он мне всегда предлагает роли, которые я считаю не своими. Мне кажется, она категорически не моя, и из-за этого, конечно, мне хочется сразу хвататься и делать это. У меня стопроцентное доверие. Абсолютно открыта –делайте со мной что хотите», – признается актриса.
Светлана Немоляева вспоминает спектакль 1959 года. В этой постановке она играла главную героиню. Теперь выходит в роли ее матери. В работе с Карбаускисом особенно ценит его уважение к классике и режиссерский такт. А еще умение уводить актеров от собственных штампов.
«Миндаугас с меня все это снимает. Вот я начну какую-нибудь интонацию выдавать, он мне говорит очень деликатно – так, опустит глаза: "Ну Светлана Владимировна, ну не надо, ну я вас прошу, ну вот скажите просто», – делится народная артистка РСФСР.
Не от провинциальной российской жизни и не от реалий внешних отталкивались художники спектакля. Наталья Войнова придумала костюмы вне времени. Сергей Бархин декорации решал с учетом предыдущего своего опыта постановок с Карбаускисом. И не только.
«По-моему, и в декорациях, и в чем-то другом мы следуем советам и заветам Гончарова. Честно говоря, я предложил Миндаугасу: слушай, давай все декорациии, если нам придется вместе работать, будем делать из ржавого метала. Мне очень нравится этот материал, это очень сильно и минималистично», – говорит Бархин.
Крутящаяся сцена как жизненный круг героев, из которого так тяжело вырваться. Природа артистического дара, счастье и уязвимость таланта, свобода и бесконечная зависимость артиста. Говорить об этом на сцене всегда интересно.
Карбаускис, конечно, не ставит классического Островского. В свойственной ему манере перечитывает пьесу заново. При этом каждое слово драматурга на месте. Так совпало, что именно эта пьеса была из первых, поставленных в театре под руководством Андрея Гончарова. Хоть режиссером спектакля и была Мария Кнебель. Теперь с «Талантов и поклонников» начинает свою эпоху в Маяковке Миндаугас Карбаускис.
"Новости культуры", 11.01.2012