Предложение для зрителей


EN

(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Театр Маяковского думает, как добраться до Кызыла

4 Апреля 2014

Театр Маяковского думает, как добраться до Кызыла

Просветительским намерениям Федерального центра по организации гастрольной деятельности могут помешать изъяны инфраструктуры.

(с) Игорь Захаркин

Гастроли ведущих столичных театров по регионам России, задуманные на этот год Федеральным центром по поддержке гастрольной деятельности, столкнулись с рядом нетворческих проблем. Об этом шла речь на круглом столе с участием директоров театров и руководителя Федерального центра по организации гастрольной деятельности Евгении Шерменевой.

Директор столичного Театра Маяковского Леонид Ошарин признался, что сперва театр задумал гастроли в Пскове и Волгограде, однако выяснилось, что площадки этих городов просто не в состоянии разместить необходимый объем декораций. Тогда образовался другой гастрольный атлас: Республика Тыва (город Кызыл) и Хакасия (Абакан). Туда предстоит отправиться спектаклям «Кант», «Не всё коту масленица», «Женитьба», «Дядюшкин сон» и «Август: графство Осейдж».

По словам Ошарина, Абакан — серьезный, активный театральный город, однако технические составляющие площадки, на которой предстоит выступать коллективу, также оставляют желать лучшего. В Кызыле же, наоборот, только закончилась реконструкция театра, однако сам город сложен с точки зрения зрительской — жители Кызыла не могут вспомнить, когда последний раз к ним приезжала большая труппа.

Есть проблемы с транспортом: железнодорожного сообщения между Кызылом и Москвой нет. На самолете невозможно проделать путь без пересадок, да и с пересадкой лететь трудновато.

— Самолеты, летающие из Красноярска в Кызыл, рассчитаны на 12–19 мест (L-410 Turbolet. — «Известия»). По расписанию — один рейс в день, так что понадобится три дня, чтобы все наши добрались. Мы пытаемся договориться, чтобы авиакомпания поставила под нас хотя бы Ан-24, тогда за раз смогли бы долететь 50 человек, — заявил Леонид Ошарин.

По его словам, пока неясно, где будут размещаться артисты и персонал — в городе недостаточно гостиничных мест.

— Если в это время в Кызыл никто, кроме Театра Маяковского, не приедет, мы расселимся. В ином случае кому-то не хватит места, — волнуется директор.

В министерстве культуры Республики Тыва «Известиям» сказали, что не могут ответить, началась ли подготовка к приезду столичного театра, но гостиница в городе есть — «большая, двухэтажная». Согласно «Википедии», в Кызыле четыре гостиницы, гостиничные сайты предлагают одну — «Буян-Бадыргы» (номерной фонд рассчитан на 69 человек).

В Федеральном центре по поддержке гастрольной деятельности «Известиям» сообщили, что вопросами размещения предстоит заниматься региональным властям.

— Регионы очень заинтересованы в гастролях, так что проблем не будет. А уж как они будут расселять артистов, может быть, снимать им квартиры — это они будут решать сами, — отметила сотрудница Федерального центра Ольга Андрейкина.

Главной проблемой гастролеров и принимающей стороны, пожалуй, будут площадки. Так, в Нарьян-Маре (Ненецкий автономный округ) вообще нет ни одной сцены, пригодной для современного театрального представления. Поэтому программу для города специально разработал Театральный музей имени Бахрушина.

Как рассказал «Известиям» заместитель гендиректора по научно-просветительской работе Александр Рубцов, Бахрушинский музей приготовил циклы двух образовательных лекций-бесед: «Волшебная страна Театр» и «Мир закулисья. Люди театра. Профессия...», намеченные на 6–12 октября 2014 года. Уже составлена смета проживания и перелета работников музея и приглашенных артистов.

— На первом мероприятии мы будем рассказывать, какой сложный и волшебный механизм — театр, как важно ходить туда с семьей, открывая друг друга. И, главное, мы готовим детей к восприятию подлинного камерного спектакля «Свинопас» в исполнении актрисы Театра света и тени Светланы Ольшанской. Второй проект продолжает эту тему. Мы везем театрального художника Ирину Балашевич, покажем редкие видеоматериалы из фондов. Завершится серия встреч мастер-классом, — пояснил Рубцов.

Единственное, что на данный момент неизвестно, — это площадка, на которой всё будет происходить. По всей видимости, принимать Бахрушинку предстоит одному из двух музеев города.

МХТ имени Чехова готовит для поездки в Брянск специальную программу. Театр уже совершил несколько поездок в регионы, после чего замдиректора Игорь Попов был вынужден сделать не слишком оптимистичный вывод: подчас региональные власти не знают, что именно от них требуется, поскольку не имеют опыта приема крупных коллективов, а значит, всё приходится брать в свои руки. Так, например, не самые приятные впечатления у театра остались от посещения Читы: гастроли состоялись в сентябре 2013 года со спектаклем «Прошлым летом в Чулимске» на сцене Забайкальского краевого драматического театра.

Сами читинцы мнения гастролеров не разделяют. Как рассказал «Известиям» директор театра, заслуженный деятель искусств Забайкальского края Сергей Жарков, гастроли прошли на отличном уровне, спектакли собрали полный аншлаг, пресса активно работала, артистам обеспечили культурную программу, и расстались гастролеры и театр «хорошо и по-доброму».

— Театры такого уровня в Читу приезжают не так часто. Это бывает раз в 5–6 лет, а то и реже. До МХТ имени Чехова к нам приезжал Малый театр на Всероссийский театральный форум в 2005 году. Антреприза, конечно, бывает постоянно. Но это от силы пять артистов, скудные декорации, дешевые по содержанию комедии. Приезд театра такой величины, как МХТ, — событие. Полноценный спектакль, с декорациями, светом, звуком. Великолепная игра артистов. Чита долго вспоминала и надеется, что такой опыт будет повторяться, — полагает директор.

По его мнению, недовольство МХТ могло быть связано с уровнем технического обеспечения Забайкальского театра: оборудование на сцене устарело, сцена давно требует реконструкции.

Однако здесь Федеральный центр по обеспечению гастрольной деятельности театрам не помощник. Площадки и их техническое оснащение — задача регионов. За регионами остается решение вопросов проживания, обеспечения на месте транспортом, рекламы и организации работы местных СМИ, а в дальнейшем — приведение площадок к необходимому техническому уровню. Регионам же остается вся выручка, полученная от гастролей: предполагается, что стоимость билетов будет такая же, как на спектакли местных трупп.

На Федеральный центр, подчеркнула Евгения Шерменева, возложены координационные и просветительские функции, в частности организация мастер-классов, в том числе по театральной педагогике и театральной журналистике, творческие встречи, музейно-выставочные проекты, то есть самые разные формы знакомства с театром-гастролером.

В ведении театров — участников программы остается выбор репертуара, продолжительности гастролей, организация перелета и доставки декораций — всё это оплачивается из средств федерального бюджета.

Плюс театр высказывает пожелания по регионам: например, труппа БДТ под руководством Андрея Могучего поедет в Республику Алтай, Театр Вахтангова самостоятельно договорился о гастролях в Улан-Удэ (Бурятия), Театр Наций планирует показать свои лучшие спектакли в Туле.

«Обязаловки» в отношениях Федерального центра и театров не будет: приоритетна работа театра на стационаре, навязывать театру гастроли в «неудобном» месте центр не собирается.


Виктория Иванова, «Известия» 

Оригинальный адрес статьи