Предложение для зрителей Маяковка — детям


EN
(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Театр волнуется раз, театр волнуется два…

25 Августа 2015

Театр волнуется раз, театр волнуется два…

«НГ» подводит итоги театрального сезона 2014/15

Новый театральный сезон в Москве традиционно открывает Театр на Малой Бронной. Театр даже успел уже сыграть первую премьеру – это «Васса» с Екатериной Дуровой в заглавной роли. Принес новый сезон уже и первую большую потерю – вчера в Театре на Малой Бронной простились с народным артистом СССР Львом Константиновичем Дуровым.

Одновременно другие еще доигрывают спектакли предыдущего сезона – не так давно ушел в отпуск театр «Современник», а Театр им. Моссовета еще продолжает работать. Мировой премьерой мюзикла Александра Журбина «Недоросль» закрыл сезон небольшой Московский музыкальный театр п/р Чихачева, а на этой неделе открывает новый сезон Камерный музыкальный театр им. Покровского – и тоже мировой премьерой мюзикла Журбина, но только это «Мелкий бес» по Сологубу.

Такое вот «безвременье, межсезонье» – самый подходящий момент, чтобы подвести черту под прошлым театральным сезоном, выбрав в нем лучшие спектакли, роли, а главное – тенденции.

Минувший сезон обострил многие противоречия, определил, возможно, магистральные новые конфликты. Без разговора о «Тангейзере» в Новосибирском театре оперы и балета никакой разговор о прошлом сезоне не обойдется. Задним числом понимаешь, как простое и своевременное извинение могло бы остановить нарастающее противостояние. Почему театр должен извиняться перед теми, кто спектакля не видел? – вопрос резонный, но на весы тогда легли куда более серьезные ценности, и ради них слова сожаления можно было и произнести. Пример английской оперы, где в конце весны в похожей ситуации извинились и, как говорится, пошли дальше, – нам в помощь.

Два других серьезных сюжета минувшего сезона – проще.

Преследование Театра.doc с новогодним визитом чиновников Министерства культуры и последующим жестким приглашением на беседу в Минкульт руководителя театра Елены Греминой – большая неудача в том, что касается взаимоотношений власти и независимого театра. Театр.doc остается одним из самых живых театральных организмов в столице, и государство, которому, наверное, некоторые спектакли театра могут не нравиться, на наш взгляд, заинтересовано в существовании таких независимых сцен. Тут пример советской власти подходит: скажем, Театр-студию Олега Табакова официально ведь открыть в 70-е отказались, но – несмотря на очевидные превышения пределов тогдашней свободы – жить не мешали, даже в определенном смысле гордились: вот, мол, вы говорите, у нас свободу творчества зажимают, так нет же, смотрите – играют ребята, живет себе поживает независимый театр-студия…

А не потерявшие чувство юмора доковцы тут же придумали себе остроумный слоган: «Театр, который переезжает». Новый сезон театр открывает уже по третьему за год адресу, недалеко от «Курской».

История с фестивалем «Золотая маска» («ЗМ») кажется просто высосанной из пальца – это когда пытаются представить ее какой-то скандальной и чуть ли не преступной попыткой уничтожить прекрасный во всех отношениях фестиваль. Хотя речь – о необходимости реформ, о которых внутри самого театрального сообщества говорят уже лет 10, но менеджмент «Маски», кажется, всем доволен и ничего не хочет менять, особенно, конечно, порядка бюджетного финансирования. Вопрос о деньгах у нас, к сожалению, очень часто пытаются спрятать за криками о том, что душат что-то свободомыслящее и очень хорошее. Решение все-таки обсудить перспективы фестиваля и учреждение специальной рабочей группы, куда вошли представители и театрального сообщества, и Министерства культуры – двух соорганизаторов премии и фестиваля, – хочется надеяться, пойдет только на пользу.

«За подлинную новацию»

«Сон в летнюю ночь», «Мастерская Петра Фоменко» (режиссер Иван Поповски);

«Бег» в Театре им. Евг. Вахтангова (режиссер Юрий Бутусов);

«О-й. Поздняя любовь», «Школа драматического искусства» (режиссер Дмитрий Крымов).

«За верность учителю»

«Плоды просвещения», Театр им. Вл. Маяковского (режиссер Миндаугас Карбаускис).

«Персона года»

Сергей Женовач. Юбилей Студии театрального искусства – доказательство того, как мирно сосуществуют традиция и новый взгляд на классику – хоть русскую, хоть зарубежную, хоть недавнюю советскую – в спектакле Сергея Женовача «Самоубийца» по комедии Николая Эрдмана.

«За строительство театра»

Инновационному театру «Практика» (до нынешнего сезона художественный руководитель Иван Вырыпаев) и театру, ориентированному на живую традицию, «Сфера» (художественный руководитель Александр Коршунов).

Специальный приз «За упорство в обороне фестиваля «Золотая маска»

Мария Ревякина, гендиректор «Золотой маски» и по совместительству гендиректор Театра Наций. В течение 15 лет одиозно не рассмотреть ни одного предложения по реформированию, но… когда, согласно Положению и Уставу «ЗМ», один из организаторов, Министерство культуры РФ, впервые провел слушания (пригласив на встречу и Союз театральных деятелей), тролли в социальных сетях, в том числе и те, кто не присутствовал на обсуждении, гневно заголосили об этике и расправе над белыми и пушистыми. Забавно.

«Новый театр, или Рождение театра»

«Мастерская Дмитрия Брусникина», за успехами которой в Москве с интересом наблюдали уже несколько лет и которая от спектакля к спектаклю все очевиднее превращалась в театр со своей манерой, своим звучанием, своими лидерами, в конце сезона не только получила поддержку профессионального сообщества, но главное – получила приглашение от Людмилы Рошкован в театр-студию «Человек», а – это важно! – приглашение это было поддержано Департаментом культуры Москвы и лично Александром Кибовским.

«Смерть театра»

Наряду с повитушеством, увы, Департамент культуры в прошедшем сезоне равнодушно наблюдал за тем, как уничтожаются одна за другой экспериментальные площадки столицы. Вслед за Центром драматургии и режиссуры из этой компании выпал и проект «Открытая сцена», руководители которого, теперь уже бывшие, настаивают на том, что при минимуме бюджетных денег сумели вывести проект на самоокупаемость, во всяком случае, научились зарабатывать деньги, чтобы играть старые и выпускать новые спектакли. Тревогу вызывает и будущее театра АРТО, который, как и все вышеназванные, присоединили к странному холдингу, где теряются прежде замечательные театры и театрики и их театральные идеи.

* * *

С сугубо театральной точки зрения сезон был хорошим, а хорошим театральный сезон можно назвать, когда есть спектакли и роли, о которых можно поговорить. Среди лучших ролей, конечно, следует назвать выдающийся, с какой стороны ни подойти, диалог двух больших актеров – Олега Табакова и Натальи Теняковой в спектакле «Юбилей ювелира» (МХТ, режиссер Константин Богомолов). «Сон в летнюю ночь» в «Мастерской Петра Фоменко» событием стал еще и потому, что, с одной стороны, вывел в мастера уже новое поколение театра, а с другой – подтвердил жизнеспособность фоменковской традиции, по-прежнему живой и сильной в стенах «Мастерской…».

Говоря о тенденциях, к сожалению, придется признать, что не очень удачно – масштабно, но без существенных театральных свершений – стартовал в Москве в минувшем сезоне Электротеатр Станиславский. Спектаклей вроде бы много – с учетом многосерийности почти всех вышедших премьер их было больше десятка, но говорить пока можно только о важности выхода к публике сразу нескольких российских композиторов, которым музыкальные театры, увы, таких карт-бланшей не предлагают. А лидер Электротеатра Борис Юхананов предложил.

Снова заговорили о политическом театре и о театре аллюзий. Но вот вопрос: «Нюрнберг» в Российском академическом молодежном театре, одна из побед минувшего сезона, – это про политический театр или просто про театр? И возможны ли победы «политики» без собственно театральной составляющей, если речь – о театре? Наверное, нет. Алексей Бородин скучноватой американской пьесе дал, можно сказать, новую жизнь, окунув диалоги американских судей и бывших немецких судей, а теперь подсудимых – в стихию немецкого кабаре.

Театр на Малой Бронной сумел доказать, что «новая драма» – это не обязательно мат-перемат и прочие свинцовые мерзости жизни. Хотя интеллектуальная драма Анатолия Королева «Формалин» – это тоже не легкая комедия, режиссер Сергей Голомазов отважился выпустить эту премьеру на большой сцене. Для «новой драмы» – случай редкий, почти уникальный.

Среди актеров, сыгравших в прошедшем сезоне лучшие роли, хочется назвать еще Артура Иванова (генерал Чарнота, «Бег», Театр им. Евг. Вахтангова), Шамиля Хаматова (Кристофер Бун, «Загадочное ночное убийство собаки», «Современник»), Ольгу Лапшину (Софья Андреевна, «Толстого нет», Театр.doc/Активный театр) и Андрея Ильина, вышедшего в спектакле «Бесконечный апрель» на сцену Губернского театра. Среди режиссерских удач необходимо назвать еще один спектакль Театра им. Вл. Маяковского, где Леонид Ефимович Хейфец, патриарх отечественного театра, выпустил спектакль по пьесе Брайана Фрила «Отцы и сыновья», написанной, в свою очередь, по роману Тургенева «Отцы и дети».

Григорий Заславский, «Независимая газета»

Оригинальный адрес статьи


Ссылка на источник:  http://www.ng.ru/culture/2015-08-25/7_teatr.html