Предложение для зрителей


EN

(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Театральная Москва встала

4 Сентября 2012

Театральная Москва встала

Чтобы почтить память Петра Фоменко

Три столичных театра открыли новый сезон.  Руководитель Департамента культуры Сергей Капков зашел в гости и в «Мастерскую Фоменко», и в Театр Маяковского; что до МХТ, то там Олег Павлович Табаков сам себе департамент и сам себе культура.



Театр в черных тонах

В «Мастерской Петра Фоменко» — звенящая пустота. Черно-белый портрет Учителя встречает вернувшихся с каникул актеров, черные сцены придают мрачного величия, черным занавесом закрыта сцена. Здесь все, в том числе «золотой запас» Петра Наумовича. Полина и Ксения Кутеповы, Кирилл Пирогов, Полина Агуреева, Мадлен Джабраилова, Илья Любимов — все они молоды и прекрасны, но как будто похудели, посерьезнели. Как повзрослевшие дети, оставшиеся без родителей. «Теперь театр Фоменко — это я и есть»; кажется, свою ответственность понимает каждый артист.

«Что вы плачете? Он нас всему научил, нам остается только работать...» Такая фраза гуляет по театру. Действительно, расписание репетиций составлено чуть ли не по часу на несколько месяцев вперед — его составлял еще Петр Наумович. Раскисать времени нет. Пока театр остается без худрука. Того, кто возглавит труппу, назовут на сороковину ухода Петра Фоменко.

 

— Пока мы объявили мораторий на обсуждение этой темы, — сказал Сергей Капков. — Мы не торопим театр с решением. Когда настанет время, любого человека, которого делегирует труппа, мы примем и будем с ним работать. Кроме того, мы выделим деньги на составление архива Петра Наумовича, чтобы был создан музей или фонд его наследия.

В новом, 20-м сезоне «Мастерская Петра Фоменко» предъявит две премьеры — спектакль по роману Владимира Набокова «Дар» и пластическую постановку по произведениям Иоганна Себастьяна Баха. «Дар» в постановке Евгения Каменьковича публика сможет увидеть уже в середине сентября. Одну из главных ролей сыграет заслуженная актриса РФ Полина Кутепова, а в роли молодого автора Федора Годунова-Чердынцева выступит недавний выпускник ГИТИСа Федор Малышев. Другая премьера — пластический эксперимент режиссера Олега Глушкова, где задействованы самые разные поколения труппы.

Театр красного праздника

«От улыбки станет всем светлей...» Под такую бодрую мелодию звонкие «чмок-чмоки» артистов порхают по Театру Маяковского. Вот где веселье! Еще бы: театр открыл свой 90-й сезон. Где еще можно увидеть Светлану Немоляеву рядом с музой театра Евгенией Симоновой и новой звездой — внучкой Полиной Лазаревой? Атмосфера настолько праздничная, в этом театре прекрасно уживается молодежь с «тяжелой артиллерией» вроде Ефима Байковского, Игоря Кашинцева, Игоря Костолевского, Михаила Филиппова.

 




Целое лето не виделись: Светлана Немоляева, Игорь Костолевский.

фото: Наталья Мущинкина


 

За лето театр приоделся, причем с фантазией. Основной материал — мел! Им расписаны стены, потолки, лестницы. Мини-реконструкция коснулась всех уголков, начиная с гардероба. А зал — это буйство красного цвета, но не кричаще-алого, а нежного, спокойного, «с тремя каплями белил и двумя каплями сажи», как сказал новый директор Леонид Ошарин. Ничего не скажешь: в зале просто приятно находиться, и уходить не хочется.

— Вот сижу в этой красоте, — высказался Михаил Филиппов, — и думаю: мы можем не особенно стараться! В эту красоту зрителя можно просто так пускать за деньги! Годик точно продержимся!

«Годик» — это не для красного словца. Через «годик» Театр Маяковского закроется на масштабную реконструкцию, и это будет уже серьезно. К этому времени филиал на Сретенке, ныне также закрытый на реконструкцию, будет уже на полном ходу, и спектакли переедут туда — новые уже ставятся в расчете на ту сцену. Предполагается, что ее откроет худрук театр Миндаугас Карбаускис своей постановкой «Кант. О «Критике чистого разума».

Утверждать опасно, но предположить можно: не слишком уживчивая труппа Театра Маяковского, у которой за плечами много худруков, вроде бы нашла общий язык с Миндаугасом Карбаускисом.

Главный юбилей ждет Маяковку 28 октября — 90-летие! В этот день любой зритель сможет попасть не только в зал, но в костюмерные, гримерки, администраторские — словом, настоящий день открытых дверей.

 
 

Театр золотого крыла

Олег Табаков на сборе труппы в МХТ учил своих «выкормков»... здороваться! «Такая немаловажная вещь, да... Меня этому бабушка еще до Великой Отечественной войны научила!» А кто у Табакова «выкормки»? Правильно: лучшая часть российского театра, кино и телевидения. Страшно взглянуть: тут Анатолий Белый весело хохочет, держа под руку экс-супругу Марину Голуб, тут Станислав Любшин шепчется с Николаем Чиндяйкиным и Виктором Сергачевым, тут крупногабаритный Александр Семчев умудряется мышкой раствориться в толпе и незаметно усесться на задний ряд... Посмотрите налево — чернеет шевелюрой Дмитрий Дюжев, посмотрите направо — улыбается Михаил Трухин, посмотрите прямо — Марина Зудина и Ирина Мирошниченко, посмотрите вверх — чеховская чайка золотится бежевым крылом.

 
 

А Олег Табаков? В своем репертуаре! Напомнил, что в прошлом сезоне поставлено 9 спектаклей.

— Никто больше так не может или не хочет... Ситуация здоровая: есть такое, есть и иное...

Планов у МХТ громадье. Тут и фестиваль спектаклей актерских школ со всего мира (таковых нашлось девять), и бессчетное множество премьер, и...

— И 150-летие Константина Моисеевича... Ой! Константина Сергеевича Станиславского, основателя МХТ, даром не пройдет. Оно ознаменуется созданием 3-метрового монумента перед входом в театр: Станиславский и Немирович-Данченко будут как бы выходить из мраморной глыбы, глядя по оси на памятник Чехову. Все как полагается.

Вера Копылова, Московский комсомолец, 04.09.2012