Предложение для зрителей


EN

(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Цена успеха

8 Июля 2013

Цена успеха

Международный фестиваль «Гешер» предоставляет возможность израильскому зрителю познакомиться с российским современным искусством - увидеть знаменитые театральные спектакли, услышать лучшие оркестры, посмотреть новые кинофильмы. Этим летом Фестиваль проходит в седьмой раз и пользуется невероятным успехом. В этом году на Фестивале представлены лучшие спектакли по произведениям выдающихся еврейских писателей в постановке Московского Академического театра им. Владимира Маяковского и Московского театра «Мастерская Петра Фоменко». Задолго до начала Фестиваля все билеты были проданы, поскольку израильский зритель уже давно адаптирован к просмотру представлений на двух языках (за счет бегущей строки), залы переполнены. 


Одному из старейших и прославленных коллективов – Академическому театру им. Владимира Маяковского - исполняется 90 лет. Открывая Фестиваль, главный режиссер театра «Гешер» Евгений Арье сказал, что для них – это родной театр: там он впервые поставил пьесу «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по Тому Стоппарду, этим же спектаклем начал свою работу театр «Гешер» в Израиле, часть артистов, приехавших с ним, из труппы театра им. Маяковского и сейчас работают в театре «Гешер». Народная артистка Евгения Симонова, которая служит в театре им. Маяковского, великолепно сыграла в спектакле «Враги. История любви» по Башевису Зингеру, которую Евгений Арье поставил в московском театре «Современник»… Так что эти творческие узы нерасторжимы.

В рамках Фестиваля театр им. Маяковского представил две новые постановки - «На чемоданах» по пьесе Ханоха Левина и «Цена» по пьесе Артура Миллера. Мне кажется, что обе пьесы, написанные в разное время авторами из разных стран, поставленные разными режиссерами, объединяет философия жизни, размышления о ее ценностях и быстротечности нашего пребывания в этом мире. И еще обе эти театральные постановки доставили истинное наслаждение театралам высочайшим уровнем режиссуры, культуры и актерского мастерства.

Ханох Левин, классик современной израильской литературы, недавно ушедший из жизни (1943-1999), пьесы которого идут во многих театрах в разных странах мира. Он родился в польско-еврейской семье, литературу и философию изучал в Тель-Авивском университете, жил в районе центральной автобусной станции… Для Ханоха Левина не было запретных тем, его тексты полны иронии и сарказма, что не мешало ему испытывать самые нежные чувства по отношению к своим героям, имеющим обычные человеческие слабости и прегрешения.

На сцене стоит ряд кресел, обращенных к зрительному залу, и этот ряд по ходу действия может быть рядом в кинотеатре или в зале ожидания автовокзала, где останавливаются персонажи с чемоданами – все жители этого скучного города мечтают куда-то уехать… Шесть семей, у каждой - своя история. Как известно, больнее всего ранят друг друга самые близкие люди. Здесь, как и в реальной жизни, смешалось все – и грустное, и смешное, что создает порой впечатление абсурда действительности. Человеческая трагикомедия…

Муж в угоду жене обижает своего родного брата-горбуна, тот безуспешно мечтает о неудачливой дочери из другого семейства, родители, обожающие своего сына, прибывшего из Америки и ожидающего приезда невесты, вдруг теряют его из-за онкологии… Мать, давно потерявшая мужа, никак не может дождаться, чтобы ее нерешительный сын обрел личное счастье, третирует его… Пожалуй, лишь городская проститутка, периодически появляющаяся на улице, знает наверняка, что ей нужно в каждый момент… Перечисление всех перипетий не могут передать атмосферу спектакля, потому что все это виртуозно перемежается «смехом сквозь слезы»…

В спектакле 22 персонажа и, как сказал Ханох Левин, «все они очень несчастные, но забавные…». Актеры, занятые в спектакле, ярко играют характерные образы, каждый в своей истории становится главным героем. Это блестящий актерский ансамбль. Всех перечислить невозможно, но хочется отдельно сказать о роли без единого слова: бабушка Беба, которую играет совершенно необыкновенная Майя Полянская, и которую бесконечно пытаются отправить в дом престарелых, откуда она с завидным упорством убегает и возвращается домой. Сын вынужден выполнять волю жены, которая хочет освободить комнату для сына, внука бабушки. Вот и бродит маленькая трогательная старушка с огромными печальными глазами, в которых застыло детское недоумение, со своим чемоданом туда-сюда мимо автобусной остановки, а сын уже угрожает ей психиатрической лечебницей… А мы не можем избавиться от мыслей о беспомощной старости, которой завершается жизнь…

Но вот уже пустуют некоторые кресла в зале ожидания призрачных надежд, уходят один за другим в мир иной ее временные обитатели - кто от угрызений совести, кто от безысходности… «Комедия в 8 похоронах», как сказал Ханок Левин… Хоронят быстро и немногословно. И только в конце Мотке Цхоре произносит главные слова: «Господи, сделай так, чтобы мы помнили этот катафалк и эту простыню между похоронами...».

Молодой режиссер Александр Коручеков поставил блестящий и динамичный спектакль, гармонично оформленный музыкально и художественно, спектакль о жизни и иллюзиях, теплый и волнующий… Тема жизни «на чемоданах» особенно остро, я полагаю, воспринимается здесь, в Израиле, где многое пережито в нашей жизни и переосмыслено…

Мне показалось, что второй потрясающий спектакль этого театра – «Цена» по пьесе Артура Миллера, камерный, поставленный опытнейшим режиссером Леонидом Хейфецом, продолжил тему размышлений о смысле жизни, о ее цене и ценностях… «Почему я ставлю эту пьесу? Просто перечитал - и понял, что она созвучна моменту жизни, в котором я живу, - говорит режиссер. - Все мы на протяжении жизни произносим слово «любовь». Болтаем, болтаем: любовь, любовь, любовь… А понять по-настоящему, что любовь в самом деле - самое главное, и если она есть - это счастье, а если предается или ее нет – это горе и беда, – понять не всегда успеваем. Цена жизни - это цена любви. Любви мужа и жены, брата и сестры, сына и отца, дочери и матери».

Действие происходит в одной комнате, где собрана вся мебель на продажу. Когда – то здесь жила семья, муж с женой, растили двоих сыновей. Родителей уже нет, остались старые шкафы и буфеты, обеденный стол, за которым в былые времена собирались гости, и арфа, на которой играла для них мама, детские игры, коньки и рапира, и проигрыватель со старыми пластинками, сохранившими мелодии тех невозвратимых лет…

Старое огромное кресло и много-много стульев, они даже наверху, на перекрытии под потолком… Здесь всего четыре действующих лица: Виктор Франц, полицейский (актер Александр Андриенко), мечтавший стать ученым, посвятил себя эгоистичному отцу, обанкротившемуся когда-то. Его жена Эстер, хорошенькая женщина (актриса Татьяна Аугшкап), пришла в этот дом в 19 лет, мечтала о счастливой жизни, но карьера у мужа не состоялась. Он порядочный человек, а ей, как каждой женщине, хочется красивой жизни, она смешно пытается одеваться на скромные деньги, немного выпивает для настроения и реальным развлечением выхода в свет предлагает мужу хотя бы поход в кино… только не в форме полицейского. С братом Уолтером (актер Виктор Запорожский), успешным хирургом, который мог бы помочь ему в образовании, но отстранившемся в свое время от семьи, они не виделись 16 лет.

Все актеры, занятые в спектакле, заслуженные артисты России, передают тончайшие ньюансы характеров и настроений персонажей, но особенный колорит придает всему действию народный артист Грузинской ССР и России, исполнитель роли скупщика мебели Ефим Байковский, которому, как и его герою, пошел девятый десяток лет.

Центральной фигурой во всем этом действии станет старый оценщик, мудрый еврей Грегори Соломон, который гордится своей профессией и рад тому, что оказался востребованным в этот момент. Увидеть на сцене такой мощный талант - великое счастье для ценителей театра! Грегори Соломон тянет время, не дает окончательного решения Виктору Францу, который прямо говорит, что не умеет торговаться… Зато его брат, сначала заявивший о том, что не имеет претензий на это старое имущество, потом предлагает свои варианты афер… Выяснение отношений между ними заканчивается очередной сорой. Соломон, человек из другого времени, теперь бесконечно одинокий, рад возможности пообщаться. Его интересно слушать, он остроумен и мудр в простых житейских истинах. «Время было плохое, а люди хорошие», - вспоминает он. «Тысячу лет назад человек был несчастен, потому что не знал, куда себя деть. Шел в церковь, устраивал революции… что-то делал! А сегодня что вы делаете, если вы несчастны? Правильно. Идете за покупками».

Этот текст, написанный Артуром Миллером в 1968 году, и сегодня более чем актуален. Все нажитое – обесценено. Людям в эмиграции это особенно понятно… Отсутствие любви в отношениях с близкими, утрата человеческих связей – вот главное, что дает ощущение потери смысла жизни. Потому и прозвучали слова: «В доме не было любви, вот что невыносимо».

В Израиль Московский Академический театр им. Вл. Маяковского прибыл впервые, и был восторженно встречен публикой. Хочется надеяться, что это повторится еще не один раз. Мы будем ждать!

Изабелла Слуцкая, Тель-Авив

Международный интернет- журнал "Мы здесь!" ( www.newswe.com), выпуск номер 407 (26.06-3.07.2013).

http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=6187