Предложение для зрителей Маяковка — детям


EN
(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

ВЕЛИКАЯ ЛЮБОВЬ К СЦЕНЕ

27 Марта 2013

ВЕЛИКАЯ ЛЮБОВЬ К СЦЕНЕ


31 марта 2013 г. одному из ведущих актеров Московского академического театра им. Вл. Маяковского, народному артисту России и Грузии Ефиму Исааковичу Байковскому исполняется 85 лет!

— Мы, москвичи, регулярно посещающие театр им. Вл. Маяковского, хорошо знакомы с Вашим творчеством и являемся Вашими преданными поклонниками. Тем интереснее нам было бы узнать, а как, собственно, все начиналось, как Вы пришли в искусство, как, когда и где смогли реализовать свое призвание?
— Все началось в Свердловске, где я, будучи учеником второго класса, оказался счастливым участником драматического коллектива при Дворце пионеров, которым руководил Леонид Константинович Диковский — первый и один из главных наставников в моей будущей профессии. Наряду с серьезными большими спектаклями учебный театр, как правило, выпускал и спектакли детские (особенно во время новогодних каникул), в которых я принимал непосредственное участие. Однажды после премьерного спектакля, включающего сцены из «Хозяйки медной горы» Павла Бажова, присутствовавший в зале автор дал нам очень высокую оценку, а подойдя ко мне, долго на меня смотрел и, наконец, сказал: «Тебе, деточка, надо серьезно подумать о будущей профессии. У тебя талант, и ты можешь стать хорошим артистом. Только трудись!» Эти слова я запомнил на всю жизнь и по мере сил всегда следовал и продолжаю следовать завету мастера — трудиться...
А тогда шла Великая Отечественная война. Ленинградский Новый театр (ныне — Театр им. Ленсовета) был эвакуирован на Урал. И как бы вторя пророчеству великого писателя, в те дни Ленинградский Новый театр объявил в прессе и по радио о наборе в театральную студию. Число желающих мгновенно перевалило за полторы тысячи! При этом необходимыми условиями приема были наличие аттестата об окончании десятилетки и возрастной порог в шестнадцать лет. Надо ли говорить, что у меня не имелось ни того, ни другого! Было только одно — непреодолимое желание учиться актерскому мастерству! Конкурсную комиссию возглавлял худрук театра, один из первых учеников самого К.С. Станиславского Борис Сушкевич. Была в комиссии и жена Сушкевича — блистательная актриса и режиссер первой студии МХАТа Надежда Бромлей. Только мое неистовое желание попасть на конкурс дало мне возможность участвовать в прослушивании, и мне позволили прочесть весь приготовленный к показу репертуар.
И вот, когда я интуитивно понял, что выиграл этот бой, что принят — вдруг Сушкевич спросил: «А сколько Вам лет?» Я, не моргнув глазом, выпалил: «Шестнадцать!» И через паузу добавил: «Скоро будет...» Начал заверять, что если буду зачислен, обязательно закончу и школу... Тут Сушкевич по-доброму улыбнулся и сказал: «Шестнадцать лет Вам, конечно, со временем, исполнится, а вот десятилетку Вы уже никогда не окончите!» Это было настоящее счастье! Я оказался в числе двенадцати человек, зачисленных в студию. Это из тысячи шестисот претендентов! И это была фантастическая победа, открывавшая перед мальчишкой прекрасную дорогу в Большое Искусство!
— Итак, вы — в театральной студии. Павел Бажов оказался провидцем! А что было дальше, как протекала Ваша учеба, и когда Вы узнали настоящую большую сцену?
— Еще обучаясь в студии, я начал выходить на сцену в текущем репертуаре. Достаточно упомянуть Молчалина в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Ибн Саада в «Измене» А.И. Сумбатова-Южина и др.
— А после того, как Вы закончили студию...
— После окончания студии единственный со всего курса я был оставлен в театре и зачислен в труппу.
— И стали ленинградским актером?
— Стал, но ненадолго! На показе дипломных спектаклей я был приглашен в несколько провинциальных театров, где мне обещали ведущие роли. И я решил не оставаться в Ленинграде, чтобы не тратить годы на ожидание больших ролей. Я принял приглашение от начальника областного управления культуры Медведева и худрука Орловского облдрамтеатра А. Беляевского. Там, в городе Орле, и началась моя независимая театральная деятельность. Уже в первом сезоне я сыграл Берсенева в «Накануне» И.С. Тургенева, Ивана Земнухова в «Молодой гвардии» А.А. Фадеева, Тятина в «Егоре Булычеве» М. Горького, Фердинанда в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера.
— Если можно, несколько слов о Вашей личной жизни. Ведь не одна сцена в то время занимала все ваши мысли и чувства...
— В Орле я встретил прекрасную, умную, чудесную ведущую актрису, игравшую весь основной репертуар театра, Нину Алексеевну Артуновскую и влюбился в нее на всю жизнь. Я имел честь быть ее партнером на сцене много-много лет! К счастью, вспыхнувшая любовь оказалась взаимной! Наша счастливая совместная жизнь длилась шестьдесят лет! А четыре года назад Нины Алексеевны не стало. И примириться с этим невозможно...
Сегодня, вспоминая свою жизнь, я могу с уверенностью сказать, что был счастлив всегда. Я вырос в дружной, любящей семье. Вместе мы пережили войну, голод, холод... Все невзгоды и трудности нас только объединяли, потому что мы безгранично любили друг друга. Сегодня из большой, красивой, доброй и честной во всем семьи у меня остался один мой младший брат Юрий. И хоть видимся мы редко — он, его чудесная жена Лиля, взрослые дети, внучка живут далеко от меня, в Екатеринбурге, — вся моя теперешняя жизнь — ожидание встречи с любимым братом. Мы очень нужны друг другу духовно. Он ценит и понимает мою работу, искренне радуется моим успехам, придирчиво обсуждает мою игру, критикует или восторгается тем, что я делаю на сцене. И я очень люблю его и всю его семью...
— Давайте вернемся к вашей карьере...
— Мы с Ниной Алексеевной, несмотря на максимальную загруженность работой, на избранные и самые главные роли в репертуаре, на бесспорный зрительский успех, не могли долго оставаться на одном месте, в одном театре, в одном городе и были очень легки на подъем. И вот мы уже на новом месте, работаем с новым режиссером и вновь должны доказать свою состоятельность, завоевать любовь зрителя, уважение нового коллектива и прочно войти в репертуар нового для нас театра. После четырех сезонов в Орле был Мурманск с ролью Юлиуса Фучика и другими. Далее был Вильнюс, где я сыграл Улдыса в спектакле «Вей, ветерок!» Я. Райниса, Германа в «Тане» и Ведерникова в «Годах странствий» А.Н. Арбузова (с такой блистательной партнершей, как Элина Быстрицкая!). Расставшись с Вильнюсом, мы переехали в Челябинск вместе со «своим» режиссером Еленой Марковой. Я сыграл роли Вронского в «Анне Карениной» Л.Н. Толстого, Доменико Сориано в «Филумене Мортурано» Э. де Филиппо, Никиты во «Власти тьмы» Л.Н. Толстого, Чацкого в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Черкуна в «Варварах» и Петра в «Деле Артамоновых» М. Горького, Эдмунда в «Короле Лире» У. Шекспира и др.
— Вы ведь работали и в Тбилиси! Это город, в котором я родилась.
— Прекрасное место! В Тбилиси мы с моей Ниночкой ехали к великому режиссеру и педагогу Гиге Лордкипанидзе. Каждая репетиция с ним — восторг, радость, удовольствие человеческого общения! Дай Бог мне сделать еще хотя бы одну работу с этим великим мастером современного театра! А еще Тбилиси, театр им. А.С. Грибоедова подарили мне встречу с добрейшим и очень талантливым человеком — режиссером Котэ Сурмава. Все его работы, сделанные для меня, — памятны и очень дороги. В Грузии мною были исполнены роли Арбенина в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова и Паратова в «Бесприданнице» А.Н. Островского с партнершей — обворожительной Ариадной Шенгелая. А еще можно вспомнить Иванова в одноименном спектакле по произведению А.П. Чехова, Балясникова в «Сказках старого Арбата» и Гусятникова в «В этом милом старом доме» А.Н. Арбузова, а также роль Кима в пьесе В.С. Розова «С вечера до полудня» и Николая I в «Шагах командора» В.Н. Коростылева.
— Насколько мне известно, Вы не ограничивали себя только театральной работой, участвовали в общественных мероприятиях, съемках на телевидении, выступали на радио.
— Да! Там же, в Грузии, я неоднократно становился лауреатом конкурсов по художественному чтению, исполнению произведений В. Маяковского, организованных Театральным обществом Грузии. Неоднократно выступал и на телевидении. В те годы мы с Ниной поддерживали дружбу с такими выдающимися актерами и замечательными людьми, как народная артистка СССР Наталья Бурмистрова, народная артистка России и Грузии Ариадна Шенгелая, народные артисты Грузии Екатерина Агаларова, Тамара Белоусова, Игорь Злобин, Михаил Иоффе, Борис Казинец, Елена Килосанидзе, Валентина Семина, Даниил Славин, режиссеры Гига Лордкипанидзе, Котэ Сурмава. Необходимо упомянуть и Надежду Шалуташвили, и руководство Грузии в лице Эдуарда Шеварднадзе и Вики Сирадзе. А разве можно забыть встречи с великой Додо Алексидзе, Верико Анджапаридзе, Нани Брегвадзе, Серго Закариадзе, Котэ Махарадзе, Гурамом Сагаладзе, Зурабом Соткилава, Отаром Тактакишвили, Софико Чиаурели и многими-многими другими? Тогда началась и продолжается по сей день наша дружба с видным театральным и общественным деятелем, заслуженным деятелем искусств России, генеральным директором театра им. А.С. Грибоедова и президентом Международного культурно-просветительского союза «Русский клуб» Николаем Николаевичем Свентицким.
— А что было после Грузии?
— Я получил неожиданное предложение от художественного руководителя Ленинградского театра им. А.С. Пушкина И. Горбачева. Знаменитая «Александринка» пригласила меня в свою труппу! Театр должен был возобновить мейерхольдовскую постановку «Маскарада» М.Ю. Лермонтова, в которой мне была предложена роль Арбенина! А я только что выступил в этой самой роли на сцене Тбилисского драмтеатра им. А.С. Грибоедова! Мне предстояла встреча на сцене с такими корифеями подмостков, как А. Борисов, И. Горбачев, Г. Карелина, В. Меркурьев, Ю. Толубеев, Б. Фрейндлих, Н. Ургант и др. Но знаменитый спектакль так и не был восстановлен, потому что ушел из жизни тот, кто должен был это сделать, — великий Л.В. Варпаховский, хранивший записи всех мейерхольдовских репетиций... Я с головой окунулся в работу в новом коллективе. Были сыграны роли Прохора в «Вассе Железновой» М. Горького, Продика в «Беседах с Сократом» Э. Радзинского, Грацианского в «Приглашении к жизни» Л.М. Леонова, Звездинского в «Плодах просвещения» Л.Н. Толстого и др.
— Ну, а после Ленинграда Вы, наконец, оказались в Москве. Ведь так?
— Да, именно так! И моя московская жизнь открылась исполнением роли кремлевского Деда Мороза! После этого была работа в Новом театре Виталия Ланского, где были сыграны главные роли в спектаклях «Тайна саркофага» А.В. Софронова, «Отель «Забвение» Р. Ибрагимбекова, «Монолог на городской площади» Г. Зубкова, «Единственный наследник» Ж.Ф. Реньяра и др.
— И вот...
— И вот двадцать пять лет назад я испытал настоящее потрясение, получив предложение от великого Андрея Гончарова перейти в его труппу! Моими партнерами в Московском академическом театре им. Вл. Маяковского стали Г. Анисимова, Г. Беляева, Н. Бутырцева, Э. Виторган, Н. Гундарева, В. Запорожский, А. Ильин, Т. Карпова, И. Костолевский, А. Лазарев, С. Немоляева, И. Охлупин, Д. Повереннова, О. Прокофьева, Е. Симонова, О. Судзиловская, О. Яковлева и др. На репетициях Гончарова я испытывал настоящее счастье причастности к тому, что делает этот великий человек. Я уверен, что он никогда не будет забыт, пока существует театр и театральное искусство. Здесь же, в этом родном для меня театре, я имел счастье встретиться с великим Петром Фоменко, в спектакле которого «Плоды просвещения» я сыграл одну из главных ролей — Федора Ивановича. Из других ролей, сыгранных мною здесь я могу назвать такие: Бабринец в «Закате», Бернардо в «Карлике», Брувик в «Строителе Сольнесе», Герцог Веронский в «Чума на оба ваши дома», Григорий в «Братьях Карамазовых», Губернатор в «Мертвых душах», Дон Энрике в «Забавах Дон Жуана», Клод Нау в «Да здравствует королева, виват!», Лорд Бархем в «Виктории», Лорд Мьюил в «Кине IV», Нароков в «Талантах и поклонниках», Риста Тодорович в «Госпоже министерше», Салай Салтаныч в «Жертве века», Соломон в «Цене», Столешников в «Квит на квите».
— Два слова о сегодняшнем дне вашего театра.
— Год назад труппа «маяковцев» добилась назначения на должность художественного руководителя театра талантливейшего, одного из лучших режиссеров молодого поколения Миндаугаса Карбаускиса. Вместе с ним в театр пришел и замечательный директор Леонид Ошарин. В результате театр задышал новой жизнью и вновь обрел былую славу одного из ведущих. О себе скажу так: не всякому 85-летнему актеру удается сыграть в одном сезоне сразу две ключевые роли в двух спектаклях! Первая работа — у Карбаускиса в «Талантах и поклонниках». Здесь я сыграл Нарокова. А вторая и последняя на сегодняшний день моя работа — роль Грегори Соломона в спектакле «Цена» по пьесе А. Миллера. Спектакль поставил выдающийся режиссер, профессор, народный артист России Леонид Хейфец. Обе роли принесли мне огромное творческое удовлетворение. И они, судя по многочисленным рецензиям, получили самую высокую зрительскую и профессиональную оценку. В этом нетрудно убедиться, заглянув в Интернет.
— Грядет Ваш очередной юбилей! Какие чувства Вы сегодня испытываете?
— Счастье! Счастье, что работаю в лучшем театре России, в лучшей труппе, с лучшими режиссерами! Горжусь, что играл рядом с блистательными Наташей Гундаревой, Александром Лазаревым! Что могу работать на сцене с Галиной Анисимовой, Эммануилом Виторганом, Арменом Джигарханяном, Игорем Костолевским, Михаилом Филипповым, с моей любимой партнершей Светланой Немоляевой! Счастлив, что десять–двенадцать раз в месяц выхожу на сцену к моему зрителю, которого я безгранично люблю и с радостью отдаю ему мою жизнь!
— Спасибо Вам большое за замечательный рассказ! Долгих Вам лет жизни, новых прекрасных ролей и успехов во всем!